«Меркель и Олланд должны продемонстрировать, что они активно участвуют в процессе»
Члены «нормандской четверки» встретились втроем
Встреча «нормандской четверки» в полном составе пройдет на 70-й сессии Генассамблеи ООН. Диалог лидеров России, Германии, Франции и Украины может состояться в конце сентября. Об этом сообщило информагентство DPA со ссылкой на дипломатические источники. Ранее канцлер Германии Ангела Меркель заявила, что минские соглашения являются фундаментом для мира на Украине. С таким мнением она выступила по итогам встречи с Франсуа Олландом и Петром Порошенко. Одним из ключевых вопросов стало обсуждение выборов на востоке Украины. Они запланированы на октябрь-ноябрь. Это действительно та тема, которая играет существенную роль в дальнейшем развитии конфликта в Донбассе, считает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
«Наверное, возможно, если не будет попытки блицкрига, новости из Берлина свидетельствуют в пользу того, что, скорее всего, не будет, что в данном случае осторожность возобладает. Ключевой вопрос, который сейчас будет вызывать разногласия сторон, — это вопрос о статусе выборов в Донецке и Луганске. Потому что эти выборы могут стать действительно поворотным моментом как в ту, так и в другую сторону, и сейчас стороны борются за интерпретацию этого события, потому что на этих выборах в Донецке и Луганске могут быть избраны как люди, которые примут капитуляцию и условия Киева, такими окажутся списки, условно говоря, которые будут сформированы в том числе с подачи Москвы, либо, наоборот, которые могут предпринять действия вплоть до приглашения российских миротворцев со всеми вытекающими последствиями», — рассуждает Ремизов.
Петр Порошенко на встрече в Берлине также подтвердил готовность отвести вооружения калибром менее 100 мм от линии соприкосновения в Донбассе. Соглашение об отводе вооружений было подготовлено контактной группой еще в июле и должно было быть окончательно заключено 3 августа в Минске. Однако украинская сторона в последний момент выдвинула новые условия и отказалась подписать документ. Заявления европейских лидеров по итогам встречи в понедельник не отличаются новизной. Во многом это объясняется отсутствием на переговорах Владимира Путина. Так считает эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.
«Меркель и Олланд должны продемонстрировать, что они активно участвуют в процессе, что у них есть активная позиция, которую они защищают и будут отстаивать. Почему она не в "четверном" формате, это тоже понятно: в данном случае приглашать Путина было бы совершенно бессмысленно, потому что это потребовало бы демонстрации каких-то успехов или каких-то договоренностей, а вот в формате с Порошенко можно ничего и не демонстрировать», — пояснил Брутер «Коммерсантъ FM».
Канцлер Германии также отметила, что переговоры по ситуации в Донбассе должны и дальше проходить в трехстороннем формате. Тем не менее, Ангела Меркель подчеркнула, что позицию Запада необходимо донести и до российского руководства. Ранее президент Польши Анджей Дуда предложил привлечь к переговорам соседние с Украиной страны. Он отметил, что Варшава тоже готова участвовать в урегулировании конфликта. В нынешнем формате переговоров добиться перемирия на юго-востоке Украины вряд ли удастся, отметил руководитель программ практической политики Института политического образования Александр Солонтай.
«Для Украины тема войны очень больная, неудивительно, что, несмотря на то, что интенсивность боевых действий снизилась, даже такая ситуация Украину, в общем, не очень устраивает. Применяли минские соглашения симптоматично, потому что слишком много сейчас звучит голосов в украинском обществе о том, что минские соглашения не работают и нужно придумать какой-то другой формат, ведь фактически война продолжается на новых оборотах, и все время есть опасения, что она может разгораться с новой силой», — рассказал Солонтай.
Как заявила канцлер Германии, по итогам переговоров в Берлине состоялся ее телефонный разговор с президентом России Владимиром Путиным. Однако подробностей беседы Ангела Меркель не озвучила.