Малому бизнесу уточнили амбиции
Двигаться по "дорожной карте" ему придется с опозданием, но быстрее
Белый дом уточнил "дорожную карту" увеличения доли малого и среднего бизнеса (МСБ) в госзакупках — теперь в ней учтены и отставание от прежних планов, и обязательства по его ускоренной ликвидации. В Национальном институте системных исследований проблем предпринимательства отмечают: требования по поддержке бизнеса не выполняет ни один регион. Эксперты же надеются на смену подхода к МСБ в новой стратегии Минэкономики.
Правительство поправило "дорожную карту" расширения доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам и закупкам госкомпаний — из-за затянувшегося первого этапа исполнения "дорожной карты" будут смещаться все остальные, при этом к 2018 году требуется достичь прежних показателей:10% прямых и 25% общих закупок должны составлять покупки у субъектов МСБ. Белый дом признал: доля общих закупок у МСБ достигнет 18% только по итогам 2016 года вместо 2015-го. Рост прямых закупок у таких предпринимателей к тому же сроку правительство надеется ускорить с 6% до 10%. "Процесс увеличения доли закупок у малых и средних предприятий идет очень неравномерно. Так, "Росатом" может уже сейчас выполнить необходимые нормы, РЖД же с учетом его сферы деятельности может понадобиться гораздо больше времени",— поясняет эксперт "Деловой России" Алексей Ульянов.
Причины правки "дорожной карты" хорошо иллюстрирует анализ Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП): в 2014 году ни один из 83 субъектов РФ не достиг всех целевых показателей эффективности в поддержке малого и среднего бизнеса. Работа губернаторов по поддержке МСБ ежегодно оценивается по нескольким параметрам: доле безработных от экономически активного населения, приросту средней зарплаты, приросту числа малых и средних предприятий, их обороту и инвестициям. При этом в 55 регионах в 2014 году цель была достигнута только по одному из показателей. Более того, по сравнению с 2013-м ситуация заметно ухудшилась. Если в 2013 году доля субъектов РФ, достигших менее 40% показателей, составляла 26%, то в 2014-м она выросла до 77%, доля выполнивших более 80% требований сократилась с 6% до 1%.
"Подход к работе по развитию малого и среднего предпринимательства неэффективен. Большая часть из того, что делается,— слабые решения, которые никоим образом не могут позволить достичь амбициозных результатов",— пояснила "Ъ" итоги своей работы автор исследования, руководитель проектов НИСИПП Анна Никитченко. За последние десять лет в РФ не было роста доли МСБ в ВВП: она продолжает "топтаться" в диапазоне 20-25% (по данным Минэкономики за 2014 год, 21%), тогда как в Германии, Италии, Чили он вырос в 1,5-4 раза без прямой господдержки. В НИСИПП считают, что ситуацию необходимо менять — переходить к развитию инфраструктурной и информационной поддержки и стимулированию регионов в развитии их собственных "точек роста". Эксперты считают, что такой подход должен быть реализован в стратегии развития МСБ до 2030 года.
С этим документом (он должен быть внесен в правительство до 1 сентября) аналитики связывают надежду на ускорение работы с МСБ. Цели стратегии уже обнародованы Минэкономики: удвоение сектора к 2030 году, рост производительности труда с нынешних 2,3 млн до 4 млн руб. в год, доли в общей занятости — с 27% до 45%. Исполнительный директор "Опоры России" Андрей Шубин надеется, что в стратегию войдут и новые показатели эффективности губернаторов — например, доля малого бизнеса в ВРП. Документ же, по его словам, должно утверждать правительство, чтобы он "был обязательным для исполнения всеми госорганами".