Алтайное становится явным
Алтайский край в последние годы активно развивает событийный туризм. Если на протяжении сорока лет главным событием в регионе были Шукшинские чтения, ежегодно привлекающие гостей со всей России и из-за рубежа, то сегодня таких крупных мероприятий насчитывается уже больше десятка. Гости съезжаются на «Алтайскую зимовку», «Сибирскую Масленицу», «Цветение маральника», «АлтайФест», праздник хлеба, и этот список можно продолжить. В крае уверены, что «раскрученные» события и небольшие сельские праздники позволят привлечь на Алтай больше гостей, что не только обеспечит занятость в туристическом бизнесе, но и даст возможность для развития других отраслей экономики региона.
Привлечь туриста
Власти Алтайского края ожидают 25%-ного прироста турпотока уже в текущем году. По предварительным оценкам, в крае отдохнет около 2 млн человек (в 2014 году число гостей едва превысило 1,6 млн). Если прогнозы чиновников оправдаются, регион поставит собственный рекорд по привлечению туристов. В первом полугодии, по данным управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, турпоток в регион уже увеличился на 17%. При этом некоторые туристические объекты пользуются особенной популярностью. Так, в единственной в стране работающей особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» в этом году побывало на 28% больше туристов. А в июне в ОЭЗ зарегистрировали 70%-ный прирост турпотока: если в 2014 году в первый месяц лета здесь отдохнули 41,4 тыс. человек, то в этом году «Бирюзовую Катунь» посетили около 70 тыс. туристов.
Такую популярность Алтайского края в этом сезоне эксперты связывают с переориентацией россиян на внутренний туризм, вызванной изменениями в геополитике и экономике. Немаловажную роль сыграла и погода, которая в этом году явно балует сибиряков. «В прошлом году начало высокого сезона испортило наводнение, да и потом активные туры не пользовались спросом,— напомнил директор барнаульской туркомпании „Плот“ Александр Смирнов.— В этом году загрузка турбаз и санаториев увеличилась примерно на 30%. Но в сегменте активного отдыха мы прироста не наблюдаем, поскольку многие туристы предпочитают комфортные условия размещения с высоким уровнем сервиса. Как правило, это те, кто привык отдыхать за рубежом».
Рекордный наплыв туристов помимо официальной статистики подтверждают и данные участников рынка. «Глубина продаж в этом году нас радует: в санаториях Белокурихи все раскуплено почти до конца осени, на турбазах — до конца лета»,— комментирует ситуацию директор турагентства «Система» (Барнаул) Наталья Гребенникова. А ее коллега из Новосибирска Валентина Шептякова, менеджер по туризму компании «Министерство отпуска», отмечает, что в этом сезоне много заявок на Алтай не только от жителей сибирских регионов, но и от туристов из Москвы и Санкт-Петербурга. Хотя, конечно, основными поставщиками отдыхающих по-прежнему остаются близлежащие сибирские регионы. На них приходится до 80% всех гостей в крае.
При этом туроператоры сходятся во мнении, что увеличению спроса на отдых в Алтайском крае способствует ориентация региональной власти на развитие в первую очередь событийного туризма. «Привлечение туристов к праздникам, которые проводятся в Алтайском крае, — это очень большой плюс для турагентств, нам есть что предложить клиентам»,— подчеркивает директор барнаульской компании «Автотур» Елена Попова. «Мероприятий стало много, самого разного масштаба — краевые и даже федеральные, такие как „Цветение маральника“, „Алтайская зимовка“, „День России на Бирюзовой Катуни“, Шукшинские дни, которые зачастую приурочены к длинным выходным и позволяют привлечь много гостей из соседних регионов,— говорит руководитель группы компаний „Туроператоры Алтая“ Валерий Копытский.— Но есть и более камерные мероприятия в районах и селах, которые собирают не так много гостей, но интерес к ним со стороны туристов растет с каждым годом».
Праздники с размахом
Открылся высокий, летний туристический сезон в Алтайском крае «Цветением маральника». Праздник по случаю цветения горного кустарника, который еще называют «алтайской сакурой», проходит в «Бирюзовой Катуни» уже третий год подряд и в майские праздники 2015-го собрал более 5 тыс. участников. «Туристы, отдыхающие в Белокурихе, в Горном Алтае, часто включают „Цветение маральника“ в программу своего отдыха, но многие отправляются в предгорья специально на этот праздник, о чем свидетельствуют организованные туроператорами отдельные туры на это событие»,— рассказали в «Алтайтурцентре».
А фестиваль традиционной культуры «День России на Бирюзовой Катуни», который проводится в регионе также третий раз подряд, в этом году повысил свой статус до всероссийского. Он был включен в число мероприятий федеральной целевой программы «Культура России» с финансированием за счет бюджета. В этом году только фольклорных коллективов и исполнителей для участия в фестивале собралось более 600 человек — с Украины, из Республики Казахстан, Чувашии, Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Перми. «На День России 12 июня все места у нас были раскуплены задолго до праздничных выходных,— говорит генеральный директор ОЭЗ „Бирюзовая Катунь“ Алексей Репин.— Сейчас в ОЭЗ организовано около 700 благоустроенных и частично благоустроенных мест для размещения. Вместе с палатками туристическая зона может одновременно принять до 1,5 тыс. гостей. Сейчас перед нами стоит задача активно увеличивать число мест для размещения».
В июне туристы едут также на фестиваль напитков «АлтайФест», который, по мнению некоторых участников, по своему размаху и насыщенности культурных мероприятий нисколько не уступает известному немецкому «ОктоберФесту». В этом году «АлтайФест» в «Сибирском подворье» Смоленскогоро района Алтайского края собрал 17 тыс. гостей из Новосибирска, Хабаровска, Севастополя, Москвы, Сочи, Санкт-Петербурга. По данным краевых властей, в фестивале приняли участие более 20 алтайских компаний — производителей напитков. Как сообщил вице-губернатор края Александр Лукьянов, заявки на участие в фестивале присылали и компании из других регионов России, но организаторы решили остановить свой выбор на продукции местных производителей.
Событийный туризм в крае учитывает интересы не только фанатов активного отдыха. Любители литературы и кино уже не первый год приезжают на Алтай для участия в Рождественских чтениях на родине Роберта Рождественского, в селе Косиха, и посетить Шукшинский кинофестиваль, где публике представляют одни из лучших современных российских и зарубежных фильмов в жанре «душевного кино». Только на закрытии
XVII Шукшинского кинофестиваля в селе Сростки, на родине писателя и кинорежиссера Василия Шукшина, в этом году побывало около 6 тыс. человек.
Не замирает туристическая активность в крае и зимой. В прошлом году сезон впервые открыла «Алтайская зимовка», праздник приурочили к миграции лебедей на незамерзающие озера региона. Фестиваль с гонками на собачьих упряжках, снежными городками собрал более 10 тыс. гостей. Региональные власти уже заявили о планах сделать его ежегодным и назначили дату нынешней «Алтайской зимовки»: она пройдет с 10 по 13 декабря 2015 года.
Пошли в народ
С недавних пор событийный туризм на Алтае «пошел в народ». Небольшие фестивали и локальные праздники проводят в городах и даже небольших селах края. Так, в этом году туристический календарь региона пополнился праздником на Завьяловских озерах, организованным властями одноименного района, чтобы «разнообразить отдых десятков тысяч отдыхающих, приезжающих на соленые озера». А соседний Романовский район впервые провел фестиваль вареника «Всэ будэ смачно!», отражающий самобытную культуру украинских переселенцев, которые составляют большинство местных жителей. «На территории района сегодня туристов столько, сколько у нас жителей. Люди приезжают отдыхать и лечиться на соленые озера. Но специалисты по курортологии говорят, что важно не только лечение, но и развлечение. Поэтому мы и придумали фестиваль вареника»,— рассказал глава администрации Романовского района Алтайского края Андрей Науменко.
Надо отметить, что Алтайский край богат и гастрономическими праздниками, которыми сегодня могут похвастаться даже небольшие села: «Сырная деревня» в Куягане, «Медово-яблочный Спас» в Макарьевке, медово-сырный праздник в Красногорском районе. «Это дополнительные „магниты“, которые притягивают туристов. Люди в деревнях одеваются в национальные костюмы, становятся участниками шоу. Это и для жителей села развлечение, и туристов привлекает. Конечно, пока у районов еще нет навыков в проведении крупных мероприятий, бюджет не очень большой. Но главное — люди на местах поняли, что это приносит реальный доход»,— уверен Валерий Копытский.
По мнению президента Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Натальи Гордеевой, событийный туризм позволяет популяризировать как отдельный район, так и весь край. «Это хорошая возможность раскрыть рекреационные и туристические возможности разных территорий, а не только уже „раскрученных“ мест — предгорной зоны, Белокурихи, Ярового. Особенно отрадно, что эта инициатива подхвачена районами. Но при этом надо понимать: чтобы собирать много гостей, праздники нужно делать на высоком уровне, чем-то удивлять уже искушенных туристов. Важна и информационная поддержка, чтобы о проводимых мероприятиях узнали многие. Ну и конечно же, сервис, сервис и еще раз сервис. Событие может быть замечательным, но если гостей разместили в ужасных условиях, плохо накормили — в следующий раз они сюда уже не приедут. Так что событийный туризм — это очень большая работа, и хорошо, что в регионе это понимают и движутся в правильном направлении»,— отмечает госпожа Гордеева.
Продвижение региона на внутреннем и международном туристическом рынке — одно из приоритетных направлений и для краевых властей. «Над развитием событийного туризма будем работать и дальше. Немалый интерес для нас представляет его этнографическая составляющая. В крае с районами компактного проживания немцев, мордвы, казахов есть прекрасная возможность посетить национальные праздники, окунуться в специфический быт, познакомиться с уникальной культурой проживающих здесь диаспор»,— убежден губернатор Алтайского края Александр Карлин.
Юрий Захаров, начальник управления Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов:
«Наша цель — создание современной туристической инфраструктуры»
— Какова основная концепция развития туриндустрии в Алтайском крае?
— За последнее десятилетие туризм перешел от экстенсивного пути развития к интенсивному, что позволило значительно снизить процент «дикого» отдыха и увеличить долю организованного. В результате во многих районах края построены новые турбазы, гостиницы, кемпинги.
Чтобы сформировать в крае современную туристическую индустрию, увеличить вклад отрасли в экономику (а сегодня он доходит до 6,5% ВРП), в регионе уже несколько лет действует программа «Развитие туризма в Алтайском крае». Она призвана улучшить качество туристических услуг, содействовать формированию имиджа края как центра всесезонного отдыха и продвижению алтайского турпродукта на внутреннем и внешних рынках.
Конечно, одно из основных направлений работы — это создание современной туристической инфраструктуры. Мы стремимся участвовать во всех проектах и программах, позволяющих привлечь федеральные и внебюджетные средства в развитие этой сферы. Сегодня в крае уже работают особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорная зона «Сибирская монета». Еще три крупных инвестиционных проекта — туристско-рекреационный кластер «Белокуриха», автотуристский кластер «Золотые ворота» и новый кластер «Барнаул — горнозаводской город» — вошли в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011–2018 годы)» и начали реализовываться.
— Почему одним из основных направлений выбран именно событийный туризм?
— Потому что яркие, интересные события в деловой, культурной, спортивной жизни края позволяют презентовать его уникальные туристско-рекреационные возможности, повысить узнаваемость на туристическом рынке, ну и конечно, привлечь больше туристов. Сегодня около десяти культурных и гастрономических событий прочно вошли в рейтинг популярных турмероприятий и ежегодно собирают тысячи гостей. Известны далеко за пределами края фестиваль «Сибирская Масленица», праздник «Цветение маральника», межрегиональный фестиваль национальных культур «День России на Бирюзовой Катуни», праздник напитков «АлтайФест», фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», «Алтайская зимовка», открывающая зимний туристический сезон, и многие другие. Количество таких мероприятий растет из года в год, расширяется их тематическая направленность, что благоприятно сказывается на увеличении турпотока и имидже Алтайского края.
— А чей опыт при развитии событийного туризма вы использовали?
— Мы следим за тем, что предлагают туристам другие субъекты РФ, однако, развивая событийный туризм, в большей степени полагаемся на свой опыт.
Сами создаем сценарии и программы праздников, генерируем и воплощаем новые идеи. Активно подключаем к этой работе муниципалитеты. Сегодня многие города и районы имеют свои событийные «визитные карточки»: Фестиваль алтайского марала (Алтайский район), медово-сырный праздник (Красногорский район), фестиваль «Звенигора» (Змеиногорский район), День мясного гурмана (Бийск), Покровский фестиваль (Быстроистокский район), фестиваль «Ремесло — душа народа» (Бийский район), которые входят в ежегодный событийный календарь Алтайского края.
— Каких результатов уже удалось добиться и что в планах на ближайшую перспективу?
— Основной результат — это увеличение туристского потока в Алтайский край. Если в 2011 году наш регион посетили 1,2 млн человек, то в 2014 году турпоток вырос до 1,6 млн человек.
Кроме того, в 2014 году в региональном этапе конкурса на соискание национальной премии в области событийного туризма Russian Event Awards 2014 наш проект «Первый Международный кубок Великого Шелкового пути по спортивному пельменингу» занял второе место в номинации «Лучшая идея для развития событийного туризма», а Гран-при конкурса в номинации «Лучший проект по популяризации событийного туризма» был удостоен праздник «Цветение маральника».
По итогам общероссийского финала национальной премии Russian Event Awards 2014 в рейтинге регионов Алтайский край занял достойное шестое место, опередив многие известные туристические Мекки страны. К тому же туристско-рекреационный комплекс «Сибирское подворье» (ЗАО «Курорт Белокуриха») был признан лучшей российской площадкой для событийного туризма, а «Алтайтурцентр» назван лучшим среди туристических информационных центров России.
Что касается ближайших планов, мы продолжим проведение крупных событийных мероприятий, ставших традиционными. Но будем организовывать и новые праздники, фестивали, причем на новых площадках, с тем чтобы равномерно перераспределить туристские потоки по территории региона и представить гостям турпродукты городов и районов края.
Беседовала Вета КиселеваМайя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России:
«Мало организовать интересное мероприятие, нужно хорошо принять гостей»
— Событийный туризм помогает привлекать туристов в регион?
— Вектор, который взял Алтайский край, на развитие событийных мероприятий, абсолютно верный. В первую очередь это привлекает туристов из близлежащих регионов. Даже короткие поездки, без ночевки либо с остановкой на одну-две ночи, обеспечивают довольно серьезный приток туристов. Это правильный ход. К сожалению, не все регионы его так удачно используют, как Алтайский край. Хороший пример — чемпионат по лепке и поеданию на скорость сибирских пельменей, который уже третий год проводят в Бийске. Такие события можно распространить на всю Россию, это было бы интересно в любом регионе. Конечно, мало организовать интересное мероприятие, нужно хорошо принять гостей. И первое, с чем сталкиваются туристы, — транспортная доступность. Надо отдать должное краевым властям, Алтайский край сегодня активно работает над тем, чтобы снизить стоимость авиаперелетов и сделать регион более доступным для туристов из европейской части страны. Важна также инфраструктура гостеприимства, определенный уровень сервиса. Если в Белокурихе проблем с комфортным размещением гостей нет, то в других территориях края соответствующую инфраструктуру еще нужно создавать. Например, для проведения праздника «Алтайская зимовка» у озера, где зимуют лебеди, построили смотровую площадку и две площадки, с которых туристы могли бы кормить птиц.
— Позволяет ли событийный туризм реально повысить узнаваемость региона и увеличить турпоток?
— Конечно. И в этом направлении опять-таки Алтайский край — регион особый, поскольку здесь сам губернатор занимается продвижением туристического бренда. Он везде, где можно, рассказывает о событийных мероприятиях, проходящих на Алтае, и делает это очень доходчиво и «вкусно», так что не приехать невозможно. Но если мы берем концепцию событийного туризма вообще, безотносительно к тому или иному субъекту федерации, то событийные мероприятия как раз и придумываются для того, чтобы продвинуть регион на туристическом рынке, сделать его узнаваемым. В большинстве случаев это срабатывает. Не сразу, конечно, но срабатывает.
— Есть ли в других регионах подобный опыт развития событийного туризма и насколько он успешен?
— Есть хорошие примеры в Самарской области, где за лето проходит больше 15 мероприятий, которые пользуются популярностью и привлекают туристов из всего Приволжского федерального округа. Здесь проходит праздник сызранских помидоров. Другие мероприятия я, к сожалению, назвать не смогу, потому что самарцы меньше информируют общественность о своем туристическом потенциале, чем Алтайский край. Вот про цветение маральника на Алтае, зимовку лебедей, сон на ульях я могу рассказать больше. Что, кстати, и является показателем узнаваемости края. Еще один активный регион — Санкт-Петербург. Но ему, честно говоря, и мероприятий специальных придумывать не надо. Там повседневная жизнь города как одно большое событие.
— С какими проблемами приходится сталкиваться регионам при развитии событийного туризма и как их преодолеть?
— Основных проблем четыре. Первая — мировоззренческая: преувеличенные ожидания. Когда в проведение мероприятия и привлечение гостей много вложено, то хочется сразу получить отдачу. Важно не обманывать себя со статистикой посещения. Вторая проблема — творческая. Событие в туризме можно придумать из чего угодно, но, чтобы сделать его по-настоящему интересным, нужен креатив. Вот регион приглашает на праздник бумажных фонариков. Но это есть везде — вы можете чем-то удивить? Мероприятие должно быть либо эксклюзивное, либо атмосферное. Масленицу тоже празднуют везде, главное создать такую атмосферу, чтобы туристы захотели приехать именно в ваш регион, и не один раз. Третья проблема — финансы. Организация любого мероприятия требует вложений, и нужно изначально просчитывать, сколько будет потрачено и какую отдачу это может принести. Можно вложить много и не получить ничего. Поэтому очень важно продвижение будущего события — это как раз четвертая проблема. О предстоящем мероприятии надо сообщить во все событийные календари, уведомить туроператоров, и хорошо бы придумать для него красивую «обертку».
— Готовы ли крупные туроператоры продвигать событийные туры в регионах?
— Туроператоры готовы продвигать интересные события, потому что первый вопрос туроператора, когда он заходит в новый регион, — что у вас есть интересного, что можно предложить туристам? Сейчас в России на ура идут интерактивные мероприятия: всевозможные исторические реконструкции, мероприятия, в которых туристы могут непосредственно участвовать — печь блины, лепить пельмени, водить хороводы. На это сегодня хороший спрос. Если регион выходит на крупных федеральных операторов и предлагает интересное событие, то можно быть уверенным, что об этом узнают туристы со всей страны и даже из-за рубежа.
Беседовала Вета Киселева