Ядерная семья
Новый фильм Ким Ки Дука на фестивале "Край света"
Фестиваль кино
На V сахалинском международном кинофестивале "Край света" состоялся конкурсный показ, а заодно и российская премьера новой ленты заслуженного южнокорейского режиссера Ким Ки Дука "Стоп". Эксцентричная мелодрама с элементами триллера о том, как молодожены, проживавшие неподалеку от АЭС "Фукусима-1" и оказавшиеся после аварии в зоне заражения, по очереди решают дилемму: сделать аборт или родить дефективного ребенка. Рассказывает ЕЛЕНА КРАВЦУН.
"Самый странный фильм на фестивале в этом году" — так аттестовал творение Ким Ки Дука программный директор "Края света" Алексей Медведев перед показом, а актриса Намико Мимура, исполнившая в картине одну из ролей, заметила, что ввиду малого бюджета и камерного состава участников ленту вообще можно назвать кино ручной работы. Фильм и правда снят рвано, временами на ручную камеру, неровными штрихами и с помощью скупого набора художественных средств. Мировая премьера состоялась в июле на кинофестивале в Карловых Варах. Берлин и Канн "Стоп" сказали "нет", в Южно-Сахалинске же прошел первый российский показ ленты.
С самого начала режиссер ввергает своего зрителя в атмосферу животного страха. Картинку трясет, молодая японская пара сжалась на полу на кухне — землетрясение. Подойдя к окну, они понимают: что-то взорвалось на АЭС, а живут они в префектуре Фукусима, в пяти километрах от станции. Беременная и явно истерического типа Мики (Нацуко Хори) то и дело вспоминает о Чернобыле, но женщину успокаивает ее избранник Сабу (Цубаса Накаэ) с плакатными заявлениями в духе: "Япония готова к катаклизмам", "На АЭС все очень безопасно". Поначалу они пытаются жить, как и раньше, фотографируют местную флору и собирают ужин с грядки, но тут появляются люди в химзащите и просят их эвакуироваться в Токио. В столице парочку по медицинской карточке Мики находит некий подозрительный госслужащий — человек-футляр, который начинает докапываться до ее беременности и уговаривать сделать аборт для всеобщего блага, пока еще не поздно. Его появление действует на Мики фатально, мысль об избавлении от зараженного плода становится для нее навязчивой, хотя "спаситель" выглядит весьма сомнительно и уж больно напирает, каждый раз оправдываясь странной фразой: "Вы думаете, мне самому нравится этим заниматься?" И в сердцах топает ногой. Что отвратительного в его промысле, так и останется загадкой. Таких обрывов-нестыковок в сценарии, который Ким Ки Дук сам и написал, предостаточно. Все в этой ленте зыбко, параноидально и нереально, ситуации гиперболизированы настолько, что кажутся странным и дурацким ночным кошмаром.
Вся коллизия строится на попеременном противостоянии аборту. Сначала нервический молодой муж Сабу всеми силами хочет сохранить ребенка, отправляясь в родной поселок, чтобы добыть фотографические доказательства отсутствия отрицательного влияния последствий катастрофы и успокоить жену. Однако вместо этого в зараженных лесах он встречает диверсанта-свежевателя, который нанизывает мясо облучившихся зайцев на шпажки, а затем продает его в токийские рестораны. Потом уже сама психопатка Мики решает рожать вопреки всякому здравому смыслу, а ее мужу остается только биться головой о стену с криками "Все беды от электричества!" — пожалуй, это самая глубокая мысль, высказанная героями за все полтора часа.
Ким Ки Дук на этот раз решил выступить в роли великого морализатора и громко сказать миру: "Ядерная энергия, детишки, это плохо!" Вот только для воплощения истории японской трагедии, случившейся в 2011 году, раны от которой еще так свежи, он выбрал весьма странные средства. Неумелость и нелепость тут просто виртуозные, настолько откровенно плохо "Стоп" снят и смонтирован, с минимальными энергозатратами уж точно. Это явный эпатаж южнокорейского художника, триумфатора множества европейских фестивалей, громкое имя которого позволяет делать всякое и испытывать свою репутацию на прочность. Хотя в этот раз робко обошлось без приличествующих его стилю шокирующих сцен сексуального характера и насилия, но над ходульными диалогами остается только смеяться. Правда, все больше сквозь слезы по самому Ким Ки Дуку — провокации режиссера дистрибуторы готовы приветствовать все меньше.