«И авиационное, и космическое страхование пока прибыльно»
Заместитель гендиректора «ВТБ Страхование» Алексей Володин на авиасалоне МАКС-2015
В Жуковском проходит Международный авиационно-космический салон. Экспозиция в этом году занимает почти 30 кв. км, а среди участников — компании из более чем 30 стран мира. Первые несколько дней мероприятие традиционно будет открыто только для специалистов. И с самого начала на МАКС-2015 работает специальная студия «Коммерсантъ FM». Собственный корреспондент радио новостей Алексей Киселев побеседовал с заместителем генерального директора компании «ВТБ Страхование» Алексеем Володиным.
— Алексей Михайлович, как чувствует себя рынок страхования авиационных и космических рисков на фоне нынешних проблем в экономике?
— Знаете, действительно ситуация непростая, и рынок меняется, наверное, не в лучшую сторону, замедляются темпы, замедляют темпы роста, объемные показатели снижаются. Я бы разделил, наверное, здесь авиационную и космическую отрасль, основные проблемы испытывают перевозчики, авиаперевозчики, у которых снижаются объемы пассажироперевозок, у которых серьезные проблемы с ликвидностью, с привлечением денежных средств, но в целом, тем не менее, эти вопросы решаются. По космической отрасли ситуация чуть лучше, соответственно, в такой реалии мы находимся и с точки зрения страхования.
— А отразились ли как-то на данных сегментах страхования тяжелая экономическая, даже не экономическая ситуация, начнем с санкций?
— Санкции, конечно, повлияли, они влияют на все сферы бизнеса, что касается наших основных клиентов, основных партнеров, мы пока находимся в обычном режиме, то есть у нас все в порядке, мы не испытываем проблем с перестрахованием этих рисков, ни с каким-то сложностями с покрытием, все проблемы здесь, к сожалению, коснулись военно-промышленного комплекса, то есть предприятия оборонной промышленности, под которых действительно мы не можем найти перестрахования. Для этого пытаемся задействовать российские емкости, весь потенциал российского рынка, пытаемся размещать эти риски на юго-восточном рынке, в частности в Китае, но не всегда этого достаточно, поэтому там есть над чем работать.
— Какие тенденции сейчас существуют на рынке страхования авиационных рисков?
— Наверное, тенденции таковы, что по аналогии со всеми другими линиями бизнесов в корпоративном страховании, это, в общем, концентрация бизнеса среди крупных игроков. То есть если говорить об авиационном страховании, то порядка 6-7 компаний, по сути, контролируют значительную долю этого рынка. Это связано с тем, что риски сложные, большой лимит ответственности, сложные убытки, и поэтому очевидно, что клиенты доверяют крупнейшим страховым компаниям такие риски.
— А как текущая экономическая ситуация повлияла на тарифы страхования авиационных рисков?
— Как это, может быть, ни странно, но мы со своей стороны не меняли тарифную политику, наверное, это связано, это касается и рынков в том числе…
— В целом?
— И в целом, да, потому что с одной стороны мы входим в ту ситуацию, что есть определенные проблемы у страхователей, с другой стороны ничего не поменялось с точки зрения перестрахования. То есть мы по-прежнему комфортно размещаем эти риски за рубежом, соответственно, нет оснований поднимать стоимость перестрахования. Более того, даже скажу, что на отдельных пролонгациях, мы предлагаем определенные скидки за безубыточность, что тоже, в общем, является хорошей тенденцией.
— Вы произнесли слово комфортно, а насколько рентабельным сейчас, в принципе, является подобный вид страхования?
— И авиационное, и космическое страхование пока прибыльно, прибыльно на протяжении уже достаточно серьезного периода времени, может быть, поэтому рынок и мягкий с точки зрения тарифов. Тем не менее, напомню вам, что не так давно была достаточно крупная авария ракеты «Союз» с грузовым аппаратом «Прогресс», и в том числе и мы платили серьезный убыток, почти 400 млн руб. Поэтому убытки там случаются, и понять, насколько это рентабельно и прибыльно, можно только на достаточно долгосрочном срезе.
— Судя по этому страховому случаю, да и в целом, видимо, у вас респектабельные клиенты, и если позволите нескромный вопрос, какой объем рынка страхования авиационных и космических рисков сейчас принадлежит вашей компании, вот кто являются вашими партнерами?
— Мы входим в топ-5 крупнейших компаний по страхованию авиационных рисков и удерживаем порядка 20-25% по линии бизнеса космического страхования.
— И заключительный вопрос, как вам МАКС-2015?
— Вы знаете, очень интересно, событие, которое равнодушным не может оставить никого, с большим удовольствием здесь нахожусь и смотрю вместе с вами это авиа-шоу.