Королевские трансформеры
Екатерина Истомина о новой коллекции Etourdissant de Cartier
О том, что новая линейка, главная коллекция 2015 года французского дома Cartier класса haute joaillerie, будет посвящена всевозможным удовольствиям Ривьеры, литературно и кинематографически роскошного буржуазного отдыха на безупречном морском берегу, нам рассказал сам президент великой марки, опытнейший luxury-управленец Станислас де Керсис, еще в минувшем январе. "Мы хотим посвятить наши новые драгоценности отдыху, морскому счастью, в том числе и такому, какое имеет место на нашем прекрасном Лазурном берегу",— в таком именно романтическом ключе обобщил центральную идею господин де Керсис. Премьера драгоценностей Etourdissant de Cartier для международных клиентов марки состоялась в конце июня, а пресс-показ — в начале июля, в ходе традиционной Парижской недели высокой моды.
Линия Etourdissant de Cartier (что в переводе означает "Поразительный Картье") — это коллекция, которая намеренно лишена единого общего стиля и идеологии. Кроме, разумеется, идеологии техничного мастерства и знаменательной декоративной красоты. Ювелирные предметы из Etourdissant de Cartier — все принципиально, намеренно разные по стилю. Так, здесь есть украшения в духе стандартного европейского ар-деко, в их числе — цветистое бандо tutti frutti, технике, которую мастера марки в 1923 году "подсмотрели" у настоящих индийских ювелирных мастеров и ввели в свой оборот (tutti frutti — стиль, основанный на сочетании в одном украшении резных сапфиров, рубинов и изумрудов). Отметим, что бандо (то есть драгоценная лента, которую полагается носить на лбу) способно трансформироваться в колье и браслет. Есть также эффектные, нежные будуарные вещи, отсылающие к куртуазным играм парижской belle epoque: например, колье-сотуар из круглых бусин халцедона и аметиста (это украшение с кистями-помпонами из таинственных аметистовых бусин изящно трактуется создателями как "колье для платья с открытой спиной"). В линию Etourdissant de Cartier включены ярко-асимметричные украшения, и на самом деле вот именно их стоит считать неожиданными — такого большого количества драгоценностей с ассиметричной композицией Cartier не предлагал уже много лет. Это и короткие колье-ошейники с крупной ложной "пряжкой", созданной из классических красных гранатов и белых бриллиантов, это и флористические, чрезвычайно пластичные коктейльные кольца, где солистами оказываются резные (то есть также в духе вышеупомянутого стиля tutti frutti) камни,— это мандариновые гранаты, цавориты и танзаниты. Привлекают внимание и, напротив, симметричные этнические драгоценности, напоминающие о Китае и Индии. О "шинуазри" говорят кольца и браслеты с красными кораллами и с контрастными черным ониксом и изумрудами (коралл стал важным для Cartier опять же в 1920-е годы, в то десятилетие ювелиры французского дома выпускали множество китайских вещиц — драконов или химер), а об Индии — тоже симметричные "храмовые" браслеты-манжеты из платины, с гигантскими опалами-кабошонами. Специальным образом в Etourdissant de Cartier упомянута и Россия: в линейку haute joaillerie подобран браслет Romanov из платины с центральным цейлонским сапфиром туманного, нежно-лилового оттенка (общий вес этого полупрозрачного камня огранки "роза" и формы "подушка" способен подействовать на любые нервы: это 197,8 карата). Несомненно, браслет Romanov — пример не столь давнего увлечения Cartier коллекционированием уникальных камней.
Для Cartier, дома, в основе философии которого — отчаянный, почти дьявольский перфекционизм и непрерывные всепрощающие инновации (как технические, так и стилистические), новая линия Etourdissant является еще одним подтверждением фирменного всемогущества. Это новая проба пера, которая призвана напомнить всем о старом, если не о вечном, о том, что "Картье — король ювелиров, ювелир королей". Это luxury-замечание британского монарха Эдуарда VII, сделанное им на открытии первого лондонского магазина марки на Бонд-стрит в 1902 году,— известный девиз дома Cartier. И не только девиз, а историческая (если не вечная) цель.