Сеть мгновенного оповещения
Искать экстремизм в интернете и сообщать о нем в компетентные органы будут добровольцы
«Лига безопасного интернета» заявила о намерении мобилизовать добровольцев на борьбу с проявлениями экстремизма и сепаратизма в интернете. Волонтеры будут искать противоправный контент и добиваться его блокировки, помогая таким образом Роскомнадзору. В ведомстве “Ъ” заявили, что уже имеют опыт сотрудничества с «Лигой», но борьба с экстремизмом и сепаратизмом относится прежде всего к компетенции Генпрокуратуры. Независимые эксперты опасаются, что добровольцам будет трудно профессионально определить экстремизм того или иного высказывания и в результате от их рвения пострадает множество обычных пользователей сети.
Созданная в 2011 году «Лига безопасного интернета» стала известна главным образом своими инициативами, направленными на борьбу с педофилами: «Лига», в частности, стала инициатором поправок к закону «О защите детей», благодаря которым в России был создан Единый реестр запрещенных сайтов и начались их блокировки. Теперь «Лига» намерена подтвердить широту своих политических интересов: ее активисты намерены вести мониторинг соцсетей, форумов и тематических сайтов, разыскивать информацию экстремистского или сепаратистского характера и сообщать о ней в Роскомнадзор. Выполнять эту работу будут «тысячи волонтеров со всей России и сопредельных стран, объединенных в движение “Кибердружина”».
Как пояснил “Ъ” председатель правления «Лиги» Денис Давыдов, «кибердружинники» уже сейчас находят сообщества экстремистов в социальных сетях и добиваются блокировки ресурсов, передавая информацию о них в Национальный антитеррористический комитет или в ФСБ. «Генпрокуратура и Роскомнадзор довольно эффективно борются с проявлениями экстремизма, но зачастую пропускают призывы сепаратистского характера»,— сетует господин Давыдов. По его словам, «в социальных сетях ведется координируемая извне деструктивная работа по подрыву территориальной целостности страны» и агитация потенциальных участников акций гражданского неповиновения.
По словам господина Давыдова, в «Кибердружине» уже состоит более 20 тыс. волонтеров, но для борьбы с сетевыми проявлениями экстремизма и сепаратизма планируют привлекать и обычных пользователей. Для них заработает специальная горячая линия, по которой можно будет пожаловаться на тот или иной подозрительный контент. Чтобы оценить, насколько экстремистским является то или иное высказывание, в «Лиге» создан собственный экспертный центр. Центр исследует присланные волонтерами и обычными гражданами ссылки и, если обнаруженный контент признается противоправным, пересылает их дальше в Роскомнадзор, ФСБ или Генпрокуратуру — в зависимости от содержания. Денис Давыдов подчеркнул, что данные экспертов «Лиги» уже не раз использовались в российских судах.
В сферу внимания «Лиги» рискуют попасть практически любые сообщения. Например, только в июле этого года активисты «Кибердружины» выявили 23 тыс. сообщений, которые, по их мнению, «носили антироссийский характер или содержали слово “Рашка”». При этом господин Давыдов уточнил, что цели борьбы с «антироссийскими высказываниями» «Лига» перед собой пока не ставит и обращение в компетентные органы в каждом подобном случае остается на личное усмотрение каждого «кибердружинника».
«Волонтеры “Кибердружины” неизбежно будут направлять обращения в правоохранительные органы, основываясь на своих личных суждениях»,— считает Дарья Сухих, юрист «Команды 29», специализирующейся на защите свободы информации в России. Госпожа Сухих напоминает, что критерии экстремизма в российских законах «просторны и нечетки», а определить то или иное высказывание как экстремистское иногда затрудняются даже профессиональные правоведы и филологи, не говоря о простых волонтерах. По мнению Дарьи Сухих, существует риск, что даже обычные критические высказывания в адрес политики российского правительства будут интерпретироваться «кибердружинниками» как экстремизм и в конечном итоге их деятельность может превратиться в инструмент борьбы с политическим инакомыслием, применяемый к тому же к ничем не ограниченному кругу пользователей интернета.
В Роскомнадзоре, которому «Лига» предлагает многочисленный штат добровольных помощников, “Ъ” сообщили, что давно и успешно сотрудничают с организацией, но главным образом в рамках закона «О защите детей». Контент, на который обращает внимание «Лига», в ведомстве анализируют вне зависимости о того, нашли его «кибердружинники» или кто-то другой, заявил собеседник “Ъ” в Роскомнадзоре, но подчеркнул, что экстремистские и сепаратистские высказывания относятся прежде всего к компетенции Генпрокуратуры.
«Лига безопасного интернета» была создана в январе 2011 года фондом предпринимателя Константина Малофеева Marshall Capital Partners и четырьмя крупнейшими российскими провайдерами при поддержке Минкомсвязи РФ. В число партнеров лиги входят ОАО «Вымпелком», «Ростелеком», МТС, Mail.ru Group, «Лаборатория Касперского» и ряд других компаний, связанных с информационными технологиями.