Субсидиарная ответственность
Муниципалитеты с высокими доходами могут обязать возвращать субсидии
Сегодня на заседании законодательного собрания депутаты рассмотрят предложения краевого минфина о внесении изменений в региональное бюджетное законодательство. В числе прочего предлагается снизить с 2 до 1,3 предельный показатель расчетных налоговых доходов, при превышении которого местные бюджеты должны будут возвращать субсидии. Опрошенные „Ъ“ эксперты такой вариант «выравнивания» не считают приемлемым.
Глава краевого минфина Ольга Антипина вчера на заседании комитета по бюджету заксобрания предложила депутатам внести изменения в закон «О бюджетном процессе», согласно которым предлагается разрешить возможность изъятия избыточных субсидий из местных бюджетов, если в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы муниципалитетов превышали средний уровень подушевых расчетных налоговых доходов в 1,3 раза. Госпожа Антипина отметила, что такие полномочия предусмотрены федеральным законодательством. Устанавливать норматив предлагается ежегодно в законе о бюджете.
Сейчас в законе фигурирует двукратный норматив, но до сих пор он ни разу не применялся. Если расчетный показатель будет изменен на 1,3, то, согласно расчетам минфина, «отрицательные трансферты», то есть суммы, которые местные бюджеты должны будут вернуть в случае выявления превышений, увеличатся в Перми с 352 млн руб. до 1,25 млрд руб. в год. Город Березники должен будет вернуть 125 млн руб. (согласно действующему нормативу — превышения нет), Савинское сельское поселение Пермского района — 9,9 млн руб. (по действующему нормативу — 1,4 млн руб.), а Кондратовское поселение Пермского района — свыше 3 млн руб. (ноль по действующему нормативу).
Присутствовавший на заседании замглавы администрации Перми Виктор Агеев отметил, что применение даже действующего норматива приведет к резкому дефициту бюджета, а при изменении показателя городу грозит бюджетный кризис. «По итогам обсуждения на комитете муниципальное образование город Пермь выйдет с поправками, — рассказал „Ъ“ замглавы администрации города Виктор Агеев. — Отрицательные трансферты действительно до сих пор не взыскивались. Но тем не менее, мы будем настаивать на том, чтобы значения расчетных показателей остались на уровне, не предполагающем возможность начисления отрицательных трансфертов. И были утверждены на постоянной основе, а не менялись ежегодно, как это предлагается сейчас».
Глава Пермского района Александр Кузнецов вспомнил, что в 2002–2004 годах два поселения в его районе делились с краевым бюджетом доходами, превышавшими определенные показатели. Однако эту практику он считает неправильной. «Я не видел документов, надо разбираться. Но так получается, что у местных властей не будет никакой мотивации, чтобы получать дополнительные доходы. И от того, что „обрежут“ три-четыре поселения и муниципалитета, в бюджете денег больше не станет. А вот мотивации тех, кто работает с инвесторами, лишат», — поделился он с „Ъ“.
Директор Центра прикладной экономики Юрий Белоусов говорит, что в России муниципалитеты и так получают в среднем менее 5% всех налогов. А расходов осуществляют в среднем на 12,5%. «Они и так с протянутой рукой и полностью зависят. Стоят и просят. Понятно, что ситуация разная: у кого-то на территории нефть есть, у кого-то нет, условия неравные. Но выравнивать всех такими методами нельзя, какая бы ситуация в экономике ни была», — полагает он.