Минюст расписал некоммерческие организации по типам
Закон об НКО приводят в соответствие Гражданскому кодексу
Закон «О некоммерческих организациях» (НКО) должен регулировать деятельность фондов, ассоциаций, адвокатских палат и еще пяти типов НКО. Соответствующие поправки к закону об НКО разработал Минюст, приведя его в соответствие с новыми требованиями Гражданского кодекса (ГК). Из-под действия этого закона Минюст выводит общественные объединения, в будущем ведомство планирует подготовить для них особые правила, в том числе контроля, но не поясняет, коснутся ли они политических партий. Эксперты пока не обнаружили в поправках чего-либо «нехорошего» для гражданского сектора.
Минюст подготовил поправки к закону об НКО, чтобы снять противоречия новым требованиям ГК, которые обрели юридическую силу почти год назад — 1 сентября 2014 года. ГК (ст. 50) перечисляет все возможные в РФ «организационно-правовые типы» НКО, которые уже перечислены во второй главе закона об НКО. Но в кодексе, который как юридический акт имеет приоритет перед законом, они теперь иначе сгруппированы. Российские НКО, согласно ГК, должны были бы уже внести поправки в свои уставные документы, но по закону об НКО не обязаны этого делать. Поправки, как поясняет Минюст, должны разрешить эту коллизию.
В ведомстве считают, что полный перечень всех типов НКО должен содержать только ГК, а закон об НКО, который «содержит большое количество повторов, пробелов и противоречий», будет регулировать деятельность лишь восьми типов (фонды, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов, адвокатские палаты, адвокатские образования, религиозные организации и др.). Сейчас в законе перечислены 12 типов НКО, каждому из которых отведена специальная статья во второй главе. Минюст предлагает исключить эту главу, а перечень возможных НКО записать отдельным пунктом, не расшифровывая, что именно означает тот или иной «организационно-правовой тип».
К примеру, закон допускает «ассоциации (союзы)». Но что это за тип НКО, можно будет узнать только из ст. 50 ГК: «некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативы и общественные организации, торгово-промышленные, нотариальные палаты». Только в ГК теперь будут названы «общественные организации» и «общественные движения». Упоминать их в законе об НКО в министерстве считают излишним: в стране с 1995 года действует закон «Об общественных объединениях», который устанавливает правила создания, регистрации и контроля за деятельностью этих НКО. Правда, исключение «общественных объединений» из перечня позволит вводить для таких организаций особые правила (в том числе контроля) за рамками тех, которые устанавливает закон об НКО. В пояснительной записке сообщается, что «работу по внесению соответствующих изменений» в закон об общественных объединениях «планируется осуществить на следующем этапе гармонизации законодательства о некоммерческих организациях». Коснется ли новый «этап гармонизации» политических партий, которые наряду с другими типами перечислены в законе «Об общественных объединениях», Минюст не поясняет.
В перечне типов НКО Минюст сохранил религиозные организации, хотя для них с 1997 года тоже действует отдельный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», уточнила “Ъ” глава партнерства «Юристы за гражданское общество» Дарья Милославская. Но при этом в проекте записано, что на религиозные организации не распространяются те правила, которые закон об НКО предусматривает для «создания, регистрации, порядка управления и контроля» для других некоммерческих организаций. Пока, по мнению эксперта, в проекте Минюста «не просматривается ничего нехорошего» для гражданского сектора.
Как заявил “Ъ” глава думского комитета по делам общественных объединений Ярослав Нилов (ЛДПР), «депутаты готовы рассмотреть законопроект, как только он поступит в Госдуму». Правительство официально внесет проект не раньше чем через месяц, отведенный на общественное обсуждение. Господин Нилов надеется, что в окончательной версии проект будет предусматривать единые правила для всех типов НКО, какими бы законами их деятельность ни регулировалась.
С нечистого листа
8 июля Совет федерации (СФ) направил главам МИДа, Минюста и Генпрокуратуры «патриотический стоп-лист» «в связи с необходимостью» противодействия «антироссийской активности» некоторых иностранных организаций. Сенаторы включили в перечень Фонд Сороса, Freedom House и Крымскую полевую миссию по правам человека (всего — 12 организаций), но не смогли пояснить, как эти структуры вмешиваются во внутреннюю политику России. Спикер СФ Валентина Матвиенко отметила, что список носит «предупредительный характер». Фигуранты «стоп-листа» называют свое включение в перечень «ошибкой» и «недоброжелательным шагом». Читайте подробнее