Цена вопроса
Максим Раевский, член совета директоров девелоперской компании «Стройинвесттопаз»
Качество дорог в Черноземье существенно улучшилось за последние годы, что связано с усилением контроля за расходованием бюджетных средств и, как следствие, за работой подрядных организаций. Непосредственно в Воронежской области основные позитивные перемены наблюдаются начиная с 2010-2011 годов — с приходом в регион команды нового губернатора. Они фактически поменяли систему оценки качества и приемки дорог.
Понятно, что в нынешних макроэкономических условиях, несмотря на рост качества покрытия, самих дорог строится все же меньше, чем необходимо для полноценного развития магистралей в регионах. Во многом это связано с высокой стоимостью работ в условиях снижения возможностей бюджетов. Но выход есть из любой ситуации. Региональным властям сегодня необходимо на всех уровнях добиваться увеличения конкуренции в сфере дорожного строительства. Неравномерная загрузка компаний, предлагающих данные услуги, может сковывать рынок и удерживать цены на работы на высоком уровне, снижая возможности властей влиять на запросы подрядчиков. С другой стороны, в ряде регионов Черноземья уже присутствуют федеральные игроки, работающие за пределами одной области, конкуренция на рынке обостряется. Можно ожидать, что это позволит в перспективе строить больше дорог при прежних расходах.
Если возвращаться к качеству работ, то складывается ощущение, что пока основной контроль осуществляется на этапе приемки объектов. Хотя в той же Воронежской области глава региона Алексей Гордеев давно требует соблюдения гарантийных сроков от подрядчиков. Этот опыт, по-моему, нужно развивать. Чтобы именно подрядчик нес ответственность за «латание дыр», если изначально оказал услугу с нарушением технологии. Стоит чаще прибегать к практике гарантии качества работ подрядчика, чтобы компания несла ответственность (имущественную, финансовую и имиджевую) не только до момента сдачи работ, но и в течение всего гарантийного срока. А он может составлять от нескольких лет до десятилетий. Да, гарантия стоит денег, но куда меньших, чем постоянные ремонты дорожного покрытия. Эта система также позволяет отсеять с рынка недобросовестные фирмы-однодневки, понизить объемы расходов на развитие и содержание транспортной инфраструктуры и повысить ее качество.