«Казаки Петербурга» победили «фольклорное существо»
Полиция ищет вандалов, разбивших барельеф Мефистофеля с лицом Шаляпина
Ответственность за уничтожение барельефа Мефистофеля на старинном здании в Санкт-Петербурге взяли на себя представители скандальной организации «Казаки Петербурга». Активисты организации заявили, что таким образом «урегулировали эстетическое противоречие» между украшенным изображениями различных демонов дореволюционным зданием и строящимся напротив него христианским храмом.
Барельеф, изображающий Мефистофеля, до вечера 26 августа располагался на стене шестиэтажного здания, построенного в 1910–1911-м годах в Петроградском районе Петербурга по проекту архитектора Александра Лишневского. Барельеф пережил революцию и блокаду, но в среду был уничтожен за считаные минуты: двое молодых мужчин, используя снаряжение промышленных альпинистов, спустились с крыши здания и срубили барельеф со стены. Осколки изображения собрали в фургон и вывезли в неизвестном направлении. Местным жителям исполнители акции пояснили, что убирают «конструкции, которые могут обрушиться на головы прохожих».
Не удовлетворившиеся таким объяснением очевидцы обратились в городской комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) с просьбой пояснить, почему реконструкция якобы аварийного элемента здания ведется столь странным образом. Однако выяснилось, что городское правительство не имеет отношения к разрушению барельефа. Как уточнили “Ъ” в КГИОП, дом по адресу Лахтинская ул., 24 является «выявленным объектом культурного наследия». По данным городских искусствоведов, архитектор при создании барельефа Мефистофеля попытался придать ему черты Федора Шаляпина. Собеседник “Ъ” подтвердил, что «рельеф с изображением антропоморфного фольклорного существа с крыльями летучей мыши» 6 марта 2013 года был признан частью «объекта, представляющего особую историческую ценность».
Как рассказали “Ъ” в Смольном, «КГИОП актом осмотра зафиксировал факт утраты предмета охраны» и потребовал от полиции проверки и процессуальных решений в порядке ст. 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия). Полиция немедленно начала доследственную проверку, к которой подключилась и районная прокуратура.
Местные жители склонны обвинять в вандализме членов псевдоправославных организаций. Мефистофель пострадал спустя сутки после установления креста на центральном куполе строящегося на Лахтинской улице храма Блаженной Ксении Петербургской. Храм возводится на месте дома, в котором, по данным Петербургской епархии РПЦ несколько лет жила будущая святая. В епархии признают, что местные жители несколько лет активно противодействовали строительству церкви, «но сейчас число противников сократилось, а местные власти оказывают строительству протекцию». Представители церкви подчеркивают, что «епархия никогда не поддерживала и не поддерживает акты вандализма по отношению к памятникам архитектуры». Собеседник “Ъ” в епархии заверил, что священнослужителям не известны ни имена, ни мотивы злоумышленников.
В четверг, 27 августа, спустя сутки после происшествия, ответственность за него взяли на себя представители скандально известного сообщества «Казаки Петербурга». «Казаки» прислали в редакцию городского интернет-портала «Фонтанка» письмо (орфография и пунктуация оригинала сохранены): «Дьявола с дома на Петроградке сбили мы, потому что на то имелось несколько причин — главная из них та, что он стал достопримечательностью, специально указывали в видео, в путеводителях, что есть такой казус — напротив церкви висит фигура дьявола, которая не дает установить крест. Священников церкви просим не винить, они тут не при чем, и в сговоре с нами не состояли». Письмо подписано Денисом Горчиным, «казаком».
Ни одна из официальных казачьих организаций, существующих в Петербурге, «Казаков Петербурга» не признает. Этим «брендом» прикрывались анонимные экстремисты, разбившие стекла в музее Владимира Набокова и разрисовывавшие оскорбительными надписями стены его усадьбы, отметившиеся граффити на выставке Марата Гельмана «Icon» и сорвавшие премьеру моноспектакля Леонида Мозгового «Лолита». Имена, которые используют «казаки» в своих письмах, вымышлены, и, по неофициальным данным полиции, под видом организации могут выступать несколько никак не связанных между собой радикальных группировок.
Ни одно совершенное «казаками» преступление пока не раскрыто. Впрочем, собеседники “Ъ” в следственных органах надеются, что на этот раз злоумышленникам скрыться от ответственности будет сложно — жители дома «с Мефистофелем» сфотографировали нескольких участников преступления и автомобиль, на котором вывозились обломки барельефа: на снимках отчетливо видны госномера.
Атаман Православного союза казаков «Ирбис» Андрей Поляков в эфире “Ъ FM”: «Мы должны защищать памятники и культуру исторического наследия Петербурга. Это самый красивый город мира, я считаю. И мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить эту красоту для будущих поколений». Читайте подробнее
Депутат местного Заксобрания от партии «Яблоко» Александр Кобринский в эфире “Ъ FM”: «Это вообще знаменитый дом. Дом, построенный в 1910 примерно году архитектором Вишневским. Причем это его собственный доходный дом, он для себя строил. И именно в том стиле, в котором работал Вишневский, это был, конечно, модерн, но для него было актуально и важно изображение разных интересных озорных фигурок на фасадах домов. И здесь то же самое — имелся этот барельеф демона, которого все называли Мефистофелем. Так и дом назывался – «Дом с Мефистофелем». Он был очень известной достопримечательностью Петербурга, Петроградской стороны, находился во всех практически путеводителях. К нему водили экскурсии, он считался добрым покровителем Петроградской стороны». Читайте подробнее