Партнерство вопреки санкциям
Зарубежное финансирование проектов в России сократилось в три раза за первое полугодие 2015 года. Хотя в результате введения санкций отношения промышленников с западными компаниями охладели, в регионах запланирована локализация ряда производственных мощностей из Евросоюза. Предприятия, выпускающие средства транспорта, также заявили о ряде проектов в Латинской Америке и Северной Африке.
Соседские инвестиции
В экономике России наблюдается сокращение зарубежного финансирования проектов из-за охлаждения отношений с западными странами и из-за общего спада экономики. Как следует из материалов Центробанка, за январь–июнь 2015 года прямые иностранные инвестиции в небанковский сектор РФ сократились в три раза — до $6,7 млрд. Уральские промышленники отмечают, что из-за снижения привлекательности российских проектов происходит корректировка планов. «Пострадали все гражданские сферы производства. Инвестиции в тяжелое машиностроение сократились до лучших времен», — отмечает коммерческий директор группы компаний «ЖелДорЭкспедиция» Евгений Можаев. Так, в частности АО «НПК „Уралвагонзавод”» свернуло совместные проекты с компаниями Caterpillar (США) и Bombardier (Канада). Впрочем, компания на сегодняшний день продолжает реализовывать совместные заказы с польской компанией PESA. В конце 2012 года дочернее предприятие корпорации — «Уралтрансмаш» выиграло конкурс на поставку в Москву низкопольных трамваев, которые производятся в кооперации с европейским партнером. Первые 60 единиц продукции в настоящий момент уже поставлены в Москву, еще 60 будут переданы в столицу до конца года. На сегодняшний день стороны намерены расширить число совместных проектов. Например, компании обсуждают возможность по развитию литейного производства для нужд грузового железнодорожного транспорта. Кроме того, речь идет о перспективах производства магистральных и маневровых локомотивов, а также транспорта социального назначения. «Сейчас рассматриваются разные варианты площадки для производства электричек, в том числе Тверской вагоностроительный завод. Производство будет нацелено на экспорт в соседние страны, где есть потребность в пригородных поездах. Решение о начале производства может быть принято в ближайшее время», — комментируют планы в корпорации.
Ремонт в Алжире
На Уралвагонзаводе отмечают: хотя санкции и осложнили взаимоотношения с европейскими зарубежными компаниями, корпорация намерена развивать проекты на других территориях. «Например, между компаниями „УВЗ-Логистик”, группой предприятий черной металлургии и машиностроения „ГЕСИМЕ” из Кубы и Союзом кубинских железных дорог было подписано соглашение о создании транспортно-логистической компании для модернизации заводских мощностей машиностроительного завода „Planta mecаnica”», — рассказали в пресс-службе корпорации. УВЗ планирует заниматься ремонтом, сервисом и сборкой грузовых вагонов для нужд железных дорог Кубы. Общий инвестиционный пакет компании с участием российских банков и ЭКСАРа составит не менее 25 млн евро. В рамках данного соглашения до конца текущего года будет создана транспортно-логистическая компания, финансирование же начнется в 2016 году. На алжирском направлении корпорация сотрудничает с компанией EPE Ferrovial Spa, УВЗ планирует наладить производство, сервис и ремонтные работы подвижного состава. Совместное предприятие с алжирской Ferrovial и УВЗ будет выпускать грузовые вагоны и комплектующие к ним, а также строительную технику. «Подписано соглашение о сотрудничестве в сфере прямых поставок и организации совместного предприятия по сборке вагонов из корпусов производства УВЗ и иранских тележек для реализации в Иране и сопредельных странах, а также получено согласие Минтранспорта Вьетнама на модернизацию совместного производства», — сообщили в корпорации. На данный момент Уралвагонзавод направил в корпорацию железных дорог Вьетнама бизнес-проект реконструкции существующего предприятия.
Сапсан в помощь
Продолжает свою работу и компания «Уральские локомотивы» — совместное предприятие холдинга «Группа Синара» и немецкого концерна Siemens. В июне этого года компания передала ОАО «Российские железные дороги» первую партию из восьми скоростных электропоездов «Ласточка». Всего до конца года компания должна поставить РЖД 23 пятивагонных составов. Этим летом компании закрепили меморандумом намерения по дальнейшему сотрудничеству. Группа Синара и Siemens планируют выпускать вагоны для высокоскоростных электропоездов «Сапсан», которые будут включены в действующие составы на магистралях РЖД.
АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА, входит в госкорпорацию «Ростех) планирует разместить на своей площадке финальную сборку легкого однодвигательного вертолета Bell 407GXP. Соответствующее лицензионное соглашение подписано с американским вертолетостроителем Bell Helicopter Textron. На сегодняшний день зарубежная компания готова передать права на использование интеллектуальной собственности, а также содействовать в оснащении производства УЗГА. «Дополнительно подписан контракт на поставку первой партии вертолетов для освоения процесса их производства. В дальнейших планах УЗГА — постепенная локализация производства с установкой отечественных комплектующих по требованию заказчиков. В дальнейшем компания планирует освоить изготовление отдельных элементов конструкции вертолета», — пояснили в «Ростехе», отказавшись уточнить объем выпуска машин.
В 2015 году словацкая компания Troliga Bus подтвердила свои планы по размещению производства в Нижнем Тагиле. Ранее сообщалось, что объемы выпуска могут достигать от 200 до 500 автобусов в год. В перспективе действующий автотранспорт Нижнего Тагила будет заменен на словацкие автобусы, произведенные в городе. «На первом этапе предполагается „отверточная” сборка и ремонтная база, с последующей локализацией производства. В настоящее время ведется разработка проекта по сборке автобусов», — сообщил первый заместитель главы городской администрации Владислав Пинаев. Пока параметры проекта и возможный объем инвестиций уточняются.
Аэродром для Чехии
В Свердловской области рассматривается возможность локализации чешского авиастроительного завода Aircraft Industries. Предприятие принадлежит Уральской горно-металлургической компании, основным продуктом предприятия являются самолеты L-410 — 19-местные универсальные двухмоторные самолеты для местных воздушных линий.
«Сегодня на уровне министерства промышленности и торговли РФ и областного правительства прорабатывается вопрос о перспективах организации сборки самолетов L-410 в Свердловской области на базе Уральского завода гражданской авиации», — сообщили в УГМК. В свердловском правительстве добавили, что объем инвестиций в течение двух лет может составить порядка 1,2 млрд рублей. Речь идет о реконструкции и строительстве на аэродроме «Уктус» зданий и сооружений для развития производства, об обучении персонала, сертификации самолета. Заместитель министра промышленности РФ Андрей Богинский добавил, что проект локализации может получить в 2016 году субсидии в рамках госпрограммы «Развитие авиационной промышленности в 2013–2025 годы». Что касается действующего производства в Чехии, УГМК планирует расширить географию поставок. Помимо Европы, завод работает с клиентами из стран Азии, Африки, Южной Америки. В июне получен американский сертификат летной годности FAA, что открывает для завода рынок Северной Америки. Планируется подписание соглашения с китайским партнером об организации продвижения самолета на рынке КНР», — комментируют в УГМК.
Липецкий опыт
По мнению аналитиков, региональным властям следует создать благоприятную инвестиционную среду, чтобы число зарубежных проектов возросло. Консультант практики «Промышленность» ГК «НЭО Центр» Алексей Павлюк уверен, что администрации региона следует перенять опыт других субъектов РФ. «Изменить ситуацию может создание комфортных условий для производителей, успешный опыт которого демонстрировали власти Татарстана, Калужской и Липецкой областей», — пояснил аналитик. Он напомнил, что китайский автоконцерн Lifan, который ранее рассматривал Свердловскую область как потенциальную площадку, в итоге выбрал Липецкий регион. Там азиатская компания готовится разместить производство своих автомобилей. В целом, по мнению эксперта, в Уральском регионе потенциал для привлечения азиатских инвесторов невысок.