АИТ готов зарядиться от «КАМАЗа»
Аккумуляторный завод сообщает о совместных планах с камским автогигантом
Саратовское ПАО «Завод автономных источников тока» (АИТ) сообщило о намерении заключить договор с компанией «КАМАЗ» о сотрудничестве по созданию грузовых автомобилей, которые бы работали на литий-ионных аккумуляторах, разработанных ПАО. На предприятии считают, что проект позволит выйти российскому автопроизводителю на новый технологический уровень. В «КАМАЗе» подтверждают наличие договоренностей, но от подробных комментариев отказываются. В правительстве области обещают проекту всестороннюю поддержку, а наблюдатели скептически относятся к его перспективе.
ПАО «Завод автономных источников тока» сообщило о намерении заключить договор о сотрудничестве с ПАО «КАМАЗ» на производство грузовых автомобилей, которые бы работали на батареях, разработанных на АИТ.
Как сообщают на саратовском заводе, технология завода «Автономных источников тока» «даст возможность использовать в городской инфраструктуре грузовые электромобили: мусоровозы, самосвальную технику, строительную технику, эвакуаторы и городской транспорт».
По информации пресс-службы «Завода автономных источников тока», предполагается, что электробусы будут по ночам заряжаться на трамвайных и троллейбусных станциях, а днем подзаряжаться от троллейбусных проводов. Заряда больших автобусов при полной нагрузке хватает на 100 км пути, маленьких — на 50 км. «Пилотный проект по внедрению электробусов будет развернут в этом году. Авторы проекта предполагают, что тестировать электробусы начнут в Казани, и при успешном запуске технология будет внедрена в большинстве крупных городов РФ», — говорят на заводе.
Стоимость проекта и возможные объемы производства в компании АИТ не разглашают. «Мы надеемся, что разработки „Завода автономных источников тока“ станут серьезным конкурентным преимуществом. Это высокотехнологичный проект, поэтому требования „КАМАЗа“ очень высокие, перечень достаточно длинный, но у нас есть все возможности для выполнения запросов автомобильного завода», — цитирует пресс-служба компании гендиректора АИТ Вячеслава Волынского.
В ПАО «КАМАЗ» подтвердили наличие договоренности с саратовским предприятием, однако от подробных комментариев отказались. «Мы с большим интересом прочитали сообщение саратовского завода. Действительно, мы занимаемся таким разработками, но не оглашаем наших возможных подрядчиков и партнеров», — сказал „Ъ“ руководитель пресс-службы ПАО Олег Афанасьев.
В саратовском правительстве также сказали, что знают о планах сотрудничества АИТ и «КАМАЗа», но «говорить о конкретных параметрах проекта преждевременно». «Пока это только намерения, постановка долгосрочных целей российского автогиганта и поиск для этого соответствующих компетенций в промышленности. У завода АИТ, безусловно, есть необходимый для этого потенциал и портфель реализованных инноваций. Минпром области готов оказать максимальную поддержку проекту», — пояснил „Ъ“ заместитель министра промышленности и энергетики Саратовской области Владимир Белгородский:
Отметим, «Завод автономных источников тока» достаточно проблемный. В начале августа этого года из-за невыплаты заработной платы один из цехов приостановил работу. Задолженность по зарплате составила 2,5 месяца. После вмешательства правительства руководство завода частично погасило задолженность по зарплате — 3 млн рублей. Полностью ликвидировать долги было обещано до конца сентября. На заводе проблемы связали с отсутствием заказов от ОАО «РЖД». Сейчас, как сообщили „Ъ“ на предприятии, завод работает по сокращенной трехдневной неделе.
Как писал „Ъ“, проблемы с финансами у завода длятся уже не первый год. По информации руководства завода, на протяжении кризисного периода неоднократно поступали заявления от отдельных работников о приостановлении труда в связи с задержкой зарплаты. В мае этого года было возбуждено уголовное дело в отношении гендиректора завода Евгения Арапова по ч. 1 ст. 199.1 УК РФ («Неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное в крупном размере»). По версии следствия, с октября 2014 года по февраль 2015‑го сотрудникам завода регулярно начислялась заработная плата, удерживался налог на доходы физических лиц, который по решению гендиректора в бюджет РФ не перечислялся. Общая сумма НДФЛ составила 10 млн рублей, в ходе предварительного следствия долг был погашен.
Заместитель главного редактора журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонид Хазанов считает, что проект может пойти на пользу саратовскому заводу. «Если АИТ и „КАМАЗ“ создадут грузовик на литий-ионных батареях, который пойдет в серийное производство, то тем самым может повыситься загрузка и рентабельность непосредственно самого АИТа. Правда, пока в России нет развитой инфраструктуры для зарядки электроавтомобилей, да и собственно объем их продаж невелик», — считает господин Хазанов.
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов убежден, что в данном случае вопрос инфраструктуры не главный. «Пока, к сожалению, это оборудование не может сравниться по большинству ключевых параметров с теми двигательными установками, что сейчас устанавливаются на автомобили. А это означает, что транспортное средство, которое будет его использовать, будет проигрывать почти по всем показателям традиционным автомобилям. Соответственно, у потребителей не будет стимула их покупать», — убежден эксперт.