"Мне было не важно, какое место я займу"

Прямая речь

Одним из самых заметных событий фестиваля российского искусства в Канне стало выступление солистов Академии молодых певцов Мариинского театра. Юлия Маточкина, получившая первую премию на недавнем Конкурсе Чайковского, рассказала "Огоньку", с чего началось ее международное признание

— Вы выступаете в Канне уже не первый раз. Можно ли сказать, что путь к международному признанию начался с сотрудничества с Дирекцией международных программ Российского фонда культуры?

— Именно так, это не натяжка. Свой первый концерт, подготовленный благодаря сотрудничеству с Дирекцией международных программ, я пела в Париже в 2009 году. В этом году в Канне я исполняю Чайковского и итальянские арии.

— А что сами больше всего любите петь? Дома что напеваете?

— Больше всего люблю арию Иоанны из "Орлеанской девы" Чайковского. А дома я не пою и вообще как можно меньше разговариваю, не смотрю телевизор. У меня дома как в лазарете — тихо и пусто.

— Как изменилась ваша жизнь после победы на Конкурсе Чайковского?

— Появились новые предложения, многие из них еще рассматриваются. Много будет концертов по России. Были предложения от звукозаписывающих компаний. Одно из самых интересных из Японии — и на концерты, и на запись. Видимо, этот проект осуществится в 2016 году.

— Известно, что вы не первый раз участвовали в Конкурсе Чайковского, но в прошлый раз не прошли даже на первый тур. А сейчас — победа!

— Вы знаете, когда я дошла до финала, я уже чувствовала себя победительницей. Мне было не важно, какое место я возьму — первое, второе, третье. Я стояла на этой сцене и была счастлива! Я не устала петь, я измучилась от нервного напряжения — когда ты как натянутая струна, и главное — не спустить колок. На третьем туре надо было спеть две арии. Но я вам скажу, что спеть несколько спектаклей за день легче, чем эти две арии.

— Вы из музыкальной семьи?

— Нет, мой отец — военный, мама — дамский мастер. Но мой дедушка имел явную склонность к музыке. Я с детства помню: летом меня отвозили к бабушке с дедушкой на лето в Йошкар-Олу. На праздниках дед играл на гармошке, пел марийские песни и танцевал. Гармошка была уже ветхая — дед заклеивал ее папиросной бумагой в тех местах, где она рвалась.

Сама я из маленького города Мирный, это где космодром. Музыкой стала заниматься с 4 лет. Когда в детском саду был тихий час, моя подружка уходила со словами: "Я иду в музыкальную школу, потому что я взрослая" Пришлось моей маме записать и меня в музыкальную школу. 13 лет я занималась скрипкой. Но для поступления в музыкальное училище нужен был хороший инструмент, а денег на него не было. Поэтому поступала я на дирижерско-хоровое отделение. И думала тогда, что максимум, чего достигну,— буду руководить каким-нибудь детским хором. Но на последнем курсе мой педагог сказал: "Тебе надо в консерваторию на вокальное. У тебя столько нераскрытого темперамента, что тебе надо петь". Так я поступила в консерваторию в Петрозаводске. А после четвертого курса поехала в гости к друзьям в Петербург. И как раз был набор в Академию Мариинского театра. Мне подруга говорит: "Давай!" "Ты что, сумасшедшая? — отвечаю.— Где мы с тобой и где Мариинский театр". Она не отстает: "Это бесплатно, приходишь, поешь одну арию и уходишь. И я уже нас записала". Мы прослушась. И Лариса Абисаловна Гергиева, которая руководит академией, сразу сказала: "Я вас беру на работу". Уже зимой я дебютировала в Мариинском театре с партией Керубино, а в апреле пела ведущую партию в "Майской ночи".

— Что сейчас хочется спеть?

— Любашу в "Царской невесте". Я уже подготовила партию Марфы в "Хованщине" и страхую Ольгу Бородину. Мне кажется, это одна из главных партий для меццо-сопрано. И еще очень хочу спеть "Кармен", но не сейчас, а года через три-четыре, когда я смогу внутренне к ней подготовиться.

— Насколько исполнение зависит от голоса и насколько от внутреннего содержания певца?

— От голоса только процентов десять, все остальное — от внутреннего содержания.

— Что вам сказала мама, когда вы победили на конкурсе?

— "Я теперь мама звезды".

— У вас есть бриллианты, без которых невозможно представить оперную приму?

— Бижутерия на сцене блестит и играет гораздо ярче.

Беседовала Екатерина Данилова

Вся лента