Мефистофель не прошел фасад-контроль
На защиту сбитого барельефа встала общественность Петербурга
Народный сход возле дома Лишневского в Петербурге, с которого группа неизвестных 26 августа сбила барельеф с изображением Мефистофеля, собрал несколько сот горожан. Активисты попытались установить на фасад здания временный баннер с изображением сбитого барельефа. Сделать это не удалось, поскольку у местных коммунальщиков не нашлось ключей от чердака. Участники акции пообещали добиваться восстановления Мефистофеля и намерены к середине сентября согласовать с властями большой митинг в защиту архитектурного наследия.
Народный сход возле доходного дома архитектора Лишневского на Лахтинской, 24 начался в 13 часов. Информация о готовящемся сходе в конце недели была размещена в социальных сетях. Организаторы из группы "Клуб любителей архитектора Лишневского" в Facebook подчеркивали, что мероприятие не является митингом, поэтому никаких уведомлений в городскую администрацию они не подавали. Целью схода объявили протест против вандализма и уничтожения культурного наследия Санкт-Петербурга. Напомним, днем 26 августа неизвестные злоумышленники сбили с фасада построенного в 1911 году доходного дома архитектора Лишневского барельеф с изображением Мефистофеля, которому скульптор придал черты лица Федора Шаляпина. И дом, и сам барельеф имеют статус объектов культурного наследия, выявленных городским комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП). Пострадавшее здание находится напротив строящегося храма Святой Ксении Петербургской — это стало причиной появления версий о религиозных мотивах вандализма. Петербургская епархия РПЦ категорически осудила разрушение барельефа. 27 августа ответственность за этот акт взяла на себя незарегистрированная организация "Казаки Петербурга", активисты которой объяснили свои действия религиозными мотивами. Официальные городские казачьи организации отрицают любые связи с "Казаками Петербурга".
В воскресенье на Лахтинской собралось, по данным полиции, не менее 200 человек разного возраста с самодельными табличками. Число участников постепенно росло, большинство наблюдателей полагают, что их было около 400, но некоторые организаторы называли и цифру полторы тысячи. Наибольшее скопление людей наблюдалось на тротуаре, на который в минувшую среду упал сбитый барельеф. На окне здания на первом этаже активисты разместили временный баннер с изображением Мефистофеля. Возле него был самодельный плакат "Черт с вами, а Мефистофель с нами". Девушка с годовалым ребенком на руках держала табличку "Наши чувства оскорблены".
Баннер с Мефистофелем поначалу планировалось разместить на месте, где был барельеф, и даже были сведения, что глава КГИОП Сергей Макаров дал такое разрешение. Сотрудники компании "Жилкомсервис", управляющей домом Лишневского, даже пошли было за ключами от чердака, но вскоре выяснилось, что их не удалось найти. По версии организаторов, против установки баннера выступила администрация Петроградского района Петербурга — как пояснил депутат законодательного собрания Борис Вишневский, из опасений, как бы баннер не сорвало ветром и не сбросило на головы прохожих.
Господин Вишневский приветствовал собравшихся с табурета, установленного прямо на тротуаре: он служил трибуной всем ораторам этого импровизированного Гайд-парка. "Если бы нас собралось столько же, когда сносили дом Мордвиновых, пришлось бы остановить это варварство! Проблема в том, что нас собирается мало. Такого количества людей, которые бы стихийно, по цепочке, через интернет, без радио и телевидения собрались, я не видел уже очень давно,— признался депутат.— Я мечтаю, чтобы каждый раз, когда вандалы поднимают руку на очередной памятник, нас бы собиралось столько же. Надеюсь, мы проснулись и больше не заснем. У вандалов нет национальности и вероисповедания, их необходимо наказывать, несмотря на любые смягчающие обстоятельства".
"Мы поражены тем, сколько людей сегодня пришло на несанкционированный митинг, мне кажется, это было последней каплей для петербуржцев,— вторил коллеге депутат Александр Кобринский.— Они приняли в себя эту общую боль города. Теперь главное, что мы должны сделать,— это найти преступников, довести их до суда и добиться того, чтобы процесс был открытым". Господин Кобринский уже потребовал от полиции и прокуратуры возбудить уголовное дело в отношении вандалов, а петиция с требованием найти их и наказать к середине воскресного дня собрала в интернете более 2700 подписей.
Несмотря на неудачу с баннером, организаторы надеются, что им удастся восстановить барельеф в первозданном виде. Господин Кобринский рассказал, что одна из петербургских компаний готова выполнить аэрофотосъемку, необходимую для создания трехмерной модели фасада, чтобы в дальнейшем воссоздать памятник. "Этот дом стоит с 1911 года. Если мы начнем сбивать все, что кому-то не нравится, завтра города не останется вообще,— сказал доцент факультета истории искусств Европейского университета в Петербурге Вадим Басс.— У нас полгорода в советской символике. Есть хороший инженерный принцип: работает — не трогай". Поскольку государственная охрана памятников от вандализма пока работает в Петербурге не так хорошо, как хотелось бы, организаторы призвали собравшихся выйти в сентябре на большой митинг в защиту культурного наследия города, который обещают согласовать с городским правительством.