«Минфин и Минэкономразвития — совершенно разные ведомства»
Функции двух министерств могут объединить в одном
О возможном слиянии Минфина и Минэкономразвития сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на собственные источники. Как отмечает издание, после слияния новый министр будет и контролировать бюджет, и отвечать за экономический рост. Ведомство Антона Силуанова обычно предлагает стратегические решения, отметили собеседники «Ведомостей». Поэтому рост инвестиций и поддержку бизнеса можно включить в показатели эффективности Минфина, считают источники. Заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Российской академии народного хозяйства и госслужбы Владимир Климанов ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Максима Митченкова.
— Нужно ли объединять Минфин и Минэкономразвития, если да, то зачем?
— Я придерживаюсь точки зрения, что делать это нет необходимости, и вряд ли это вообще произойдет. И делать это нет необходимости, скажем так, даже по идеологическим основаниям. Минфин и Минэкономразвития по своей сути совершенно разные ведомства.
Если Минфин нацелен на то, чтобы сдерживать рост расходов, правильно и грамотно расходовать прежде всего государственные средства, то Минэкономразвития нацелен на создание новых каких-то производств, новых объектов налогообложения, то есть нацелен на развитие, а не на сдерживание этого развития путем сокращения расходов.
И поэтому если объединить эти ведомства в одно, получится такое внутреннее противоречие. То есть в одном ведомстве соединятся и сдерживающие, и двигающие начала. Собственно, делать это ради какой-то, так сказать, мистической экономии, допустим, или оптимизации бюджетных средств, или еще каких-то действий неразумно.
— Но в статье противоречия возникают между ведомствами, действительно, однако президент чаще поддерживает Минфин, а Минэкономразвития остается как бы не у дел, может быть, стоит тогда объединить эти ведомства, чтобы противоречий не было?
— Есть такая практика и на региональном уровне. В других странах складывается практика разделения этих ведомств по несколько иному функционалу. Например, в ряде стран, вот в Казахстане бюджет верстался реально в том ведомстве, которое мы считаем Минэкономразвития, а передавался на исполнение уже непосредственно Минфину. У нас Минфин занимается тем, что верстает бюджет, потом его исполняет после того, как он утвержден законодателями.
На региональном уровне в нашей стране тоже были такие попытки — объединить эти ведомства. Но они рано или поздно заканчивались таким скорее провалом. В начале 1990-х годов, когда только Российская Федерация отошла и вышла из СССР, там тоже некоторое время существовало единое ведомство, Минфин и Минэкономразвития были вместе. Но опять-таки эта практика показывает скорее неудачи, нежели успех. Если говорить о непосредственно роли того или иного министра, силу того или иного министерства в определенные периоды времени, то она все-таки менялась. Да, сейчас Минфин достаточно сильные позиции занимает, но во многом это определяется и экономической ситуацией, которая, скорее, говорит, что нужно сдерживать государственные расходы, нежели их увеличивать.
— Также в статье отмечается, что и президент, и премьер, с которыми обсуждалась эта инициатива, осторожно относятся к ней. Как вы считаете, могут ли на это пойти?
— Действительно, разные идеи могут быть поддержаны, и опыт последних лет это показывает в нашей стране, но, тем не менее, по результатам различного рода консультаций скорее от этой идеи откажутся, нежели кто-то ее будет поддерживать до конца.
— Хорошо, но я не могу не спросить вас, если все-таки объединение состоится, кто может его возглавить? Это будет кто-то из нынешних глав ведомств или, может быть, кто-то третий?
— Гадать — дело здесь бессмысленное. Когда ушел прежний министр финансов, то были тоже прогнозы у разных экспертов о том, что будет проходить достаточно быстрая череда новых министров финансов, но, тем не менее, Антон Германович Силуанов оказался достаточно профессиональной, влиятельной фигурой и уже долгое время возглавляет Минфин. Аналогично можно сказать и о нашем министре экономики: он очень профессионален в своих действиях, давно работает и в органах государственной власти, и в органах управления в широком смысле этого слова, и, в общем-то, кандидатур может быть названо много, но опять-таки гадать здесь — дело совершенно бессмысленное.
— Да, Владимир Викторович, но я не прошу вас гадать, я прошу просто представить, если ли такой человек, способный все эти функции в себе совмещать. В статье также говорят, что источники называют первого вице-премьера Игоря Шувалова в качестве основного кандидата, может быть, что-то про него скажете, как вы его кандидатуру оцениваете?
— Просто финансово-экономический блок в любом случае может курироваться одним вице-премьером, что и происходит сейчас у нас в структуре управления, но любой человек, который станет министром столь высокого ведомства в случае объединения Минфина и Минэкономразвития, должен по своей сути быть двусторонним. С одной стороны он должен…
— Суперминистром должен быть, да.
— Он с одной стороны должен стремиться именно развивать экономику, наращивать разного рода инвестиции, стремиться к увеличению расходов, а с другой стороны, он должен быть осторожен, консервативен в своих действиях, и вряд ли в одном человеке это все может ужиться. Поэтому, действительно, такой человек должен обладать какими-то уникальными качествами, но и не стоит на это нацеливаться в системе государственного управления.