У персональных данных плохая переносимость
Подготовиться к закону успели не все
Несмотря на то что нормы закона, обязывающие компании хранить в России персональные данные своих пользователей, вступают в силу уже сегодня, исполнить их пока успел в среднем лишь каждый десятый из клиентов крупнейших дата-центров. При этом данные в Россию переносят не только иностранные, но и местные компании: цены на услуги хранения данных в стране из-за девальвации рубля стали ниже, чем за рубежом.
В среднем только 10% клиентов двадцати наиболее крупных провайдеров центров обработки данных (ЦОД) в России успели завершить перенос своих данных на территорию страны, как того требуют вступающие сегодня в силу нормы закона "О персональных данных", говорится в исследовании компаний "Телеком Биржа" и 42Future. "Заказчики демонстрируют достаточно высокий интерес к данной теме, но явно уже запаздывают с ее реализацией",— указывается в исследовании. Проблема — в недостаточном понимании компаний, "как именно необходимо изменить IT-инфраструктуру и бизнес-процессы", отмечают авторы. Так, в ряде ситуаций "заказчики переносили лишь некоторые свои системы, а в отношении остальных приостановили активность, ожидая разъяснений и дополнений со стороны регуляторов".
Исключением стали лишь несколько наиболее крупных провайдеров ЦОД. Так, у DataLine (входит в Inline Technologies Group) в течение 2014-2015 годов появилось двадцать новых клиентов из числа иностранных компаний. Около 75% из них уже завершили перенос данных в Россию. Больше пяти новых иностранных заказчиков появилось у DataPro, около 80% зарубежных клиентов компании завершили перенос данных. У Selectel, основанной бывшими инвесторами "ВКонтакте" Львом Левиевым и Вячеславом Мирилашвили, появилось больше десяти новых иностранных заказчиков, но перенесли свои персональные данные в Россию только 10% клиентов компании.
По данным iKS-Consulting, в 2014 году объем российского рынка дата-центров вырос почти на 30%, до 11,9 млрд руб. Суммарная площадь машинных залов коммерческих ЦОД в России достигла 86 тыс. кв. м, а число стоек — 25,5 тыс. Крупнейший в России провайдер ЦОД — компания DataLine, у которой семь дата-центров с 2,6 тыс. стоек. В топ-5 также входят ММТС-9, "ТрастИнфо", Selectel и DataPro.
Поправки к закону "О персональных данных", обязывающие компании хранить информацию о персональных данных россиян на серверах, расположенных на территории России, вступают в силу с сегодняшнего дня. Интернет-ресурсы, не соблюдающие данное требование, будут включаться в реестр нарушителей и могут быть заблокированы по представлению Роскомнадзора. Глава службы Александр Жаров ранее заявлял, что с 1 сентября до конца года ведомство проверит на предмет соблюдения закона "О персональных данных" 317 компаний, среди которых российское представительство General Motors, "Скартел" (работает под брендом Yota), "Лукойл-Информ", "Ростелеком". Всего в России под действие нового закона подпадают 2,6 млн организаций.
Данные в российские ЦОД сейчас переносят не только иностранные, но и российские компании, говорит исполнительный директор DataPro Евгений Богданчиков. "Из-за девальвации рубля цены на услуги ЦОД в России стали ниже, чем за рубежом, а политические настроения и разнообразные учения на случай отключения России от интернета подстегивают к хранению данных на территории страны. Нашими важными клиентами также являются системные интеграторы, которые выступают в качестве посредников и нередко арендуют мощности для своих заказчиков",— уточнил он.
"Несмотря на девальвацию рубля и, как следствие, резкое удорожание всего инженерного, IT- и телекомоборудования, большинство игроков старается сохранить рублевые цены на прежнем уровне, поэтому в долларовом эквиваленте услуги российских провайдеров ЦОД стали даже дешевле",— подтверждает гендиректор DataLine Юрий Самойлов. По его словам, наибольший интерес к услугам коммерческих ЦОД сейчас проявляют международные игроки FMCG-сектора и ритейла, крупные интернет-проекты и производители электронной техники.