Садитесь, три
Прокурор запросил реальные сроки для бейсджамперов с Котельнической набережной
В понедельник в Таганском суде Москвы прокурор запросил по три года колонии для четырех из пяти подсудимых по делу о покраске звезды высотного здания на Котельнической набережной в цвета флага Украины. Сторона защиты в прениях продолжала настаивать на оправдательном приговоре. Сами подсудимые вины не признают и считают себя законопослушными российскими гражданами.
Напомним, 20 августа 2014 года украинцу Павлу Ушивцу и петербуржцу Владимиру Подрезову удалось забраться на крышу 176-метровой высотки, вывесить там желто-голубое полотнище размером 3х6 м, а также выкрасить в голубой цвет верхнюю часть золотой звезды, венчающей шпиль здания. Тогда же четверо бейсджамперов совершили прыжок с крыши того же здания. По итогам инцидента были задержаны Александр Погребов, Алексей Широкожухов, а также Евгения Короткова и Анна Лепешкина. В отношении них было возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 214 УК РФ (вандализм; до трех лет лишения свободы). Позднее был задержан 19-летний Владимир Подрезов, а в деле появилось обвинение еще и по ч. 2 ст. 213 УК РФ (хулиганство по предварительному сговору или группой лиц; до семи лет лишения свободы).
В понедельник в суде прошли прения сторон. Перед их началом судья еще раз уточнил у подсудимых, имеют ли они хоть какое-то отношение к политике. Бейсджамперы ответили отрицательно, а Владимир Подрезов рассказал, что политика была ему индифферентна, а украинский флаг не являлся самоцелью: будь инициатор акции Павел Ушивец (Мустанг) белорусом, на шпиле высотки гордо развевался бы именно белорусский флаг. В конце этой речи судья Марина Орлова со снисходительной улыбкой заметила, что ей хватило бы и простого «нет».
Прокурор Пугачев просил суд критически отнестись к показаниям обвиняемых, поскольку «они направлены на избежание уголовной ответственности». Господин Пугачев попросил признать подсудимых виновными в хулиганстве и вандализме и назначить Евгении Коротковой, Александру Погребову, Алексею Широкожухову и Владимиру Подрезову по 3 года колонии общего режима, а беременную Анну Лепешкину приговорить к тем же трем годам, но условно.
Адвокат Евгении Коротковой Валерий Лавров весьма артистично разбирал формулировки обвинения. Первым делом он задался вопросом, как вообще флаг Украины, государства, с которым Россия поддерживает дипломатические отношения, может осквернить здание: «А если я на свой балкон повешу флаг (Украины.— “Ъ”), то все, осквернил это здание? А посольство Украины, получается, навеки осквернено? — вопрошал адвокат.— Боже мой, бедная Россия, как над тобой легко доминировать, если достаточно только флаг повесить!» После этой филиппики адвокат Лавров обратил внимание суда на то, что в обвинительном заключении указано: подсудимые вступили в преступный сговор не позднее 10 августа. В то же время Ушивец оказался в Москве позже, а прямых доказательств связи между ним и обвиняемыми суду так и не представили. Господин Лавров напомнил, что единственное косвенное доказательство этой связи — показания Подрезова и Кирилла Ишутина, причем Подрезов позднее сам признался в оговоре бейсджамперов, а происхождение показаний Ишутина вызывает многочисленные вопросы у защиты.
Напоследок господин Лавров посоветовал суду подумать, нет ли в действиях следователей состава 282-й статьи УК РФ (разжигание межнациональной розни или вражды). По словам адвоката, получается, они на пустом месте разжигают ненависть к Украине. В итоге речь Валерия Лаврова даже удостоилась редких аплодисментов. Подзащитная Евгения Короткова добавила, что, по ее ощущениям, «следствие просто забило на презумпцию невиновности и стало собирать все подряд, вот откуда девять томов уголовного дела и появились».
Самым страстным оказалось выступление подсудимого Александра Погребова. Он заявил о безнаказанности следователя, ведь тот «считает возможным в присутствии адвоката заявлять, что дело политическое, и никакого оправдания здесь не будет». «Как такое возможно в правовом государстве, чтобы меня, абсолютно невиновного гражданина России, год держали под следствием, когда это всем очевидно?!» — практически кричал Погребов. Его тяжеловесным «Все!» стадия прений завершилась.
В своем последнем слове все бейсджамперы отметили, что надеются на справедливый суд, и любой приговор, кроме оправдательного, будет для них оскорбительным: ведь они патриоты своей страны, поэтому несправедлив даже тот срок, который им уже пришлось провести под домашним арестом. Владимир Подрезов, который с крыши не прыгал, но принимал участие в покраске звезды, также попросил суд дать честную и объективную оценку его действиям.
Свою судьбу обвиняемые узнают 8 сентября в 14:00.