Чума с пятачком
Как регионы Черноземья борются с вирусом АЧС
2015 год стал рекордным в истории России по количеству регионов, в которых был обнаружен вирус африканской чумы свиней (АЧС). В условиях импортозамещения и усиления продовольственной безопасности для руководства субъектов ликвидация АЧС становится одной из первоочередных проблем. В нынешнем году вирус коснулся трех регионов Черноземья. Власти Воронежской области в условиях неблагоприятного эпизоотического окружения активизировали работу по стимулированию фермеров для перехода на альтернативные виды животноводства. Такой подход вместе со снижением поголовья дикого кабана может вывести эпизоотический контроль в регионах на новый уровень, отмечают эксперты.
Чумные традиции
Впервые на территории современной России вирус АЧС был зарегистрирован в 2007 году: тогда он был занесен из республик Северного Кавказа. Власти регионов Черноземья столкнулись с АЧС в 2013 году. Первый очаг АЧС в Черноземье был зарегистрирован в Богучарском районе Воронежской области 6 июня 2013 года. Уже к 27 июня 2013-го в регионе насчитывалось 36 очагов вируса. Вскоре началась скупка свиней у населения для их последующего уничтожения. Всего карантин был объявлен в 11 районах. В итоге в регионе было уничтожено 43,018 тыс. голов.
Вслед за Воронежской областью в 2013 году вирус появился и в Тамбовской. АЧС была выявлена в Бондарском, Токаревском и Рассказовском районах. Во вторую угрожаемую зону попали четыре района, где находилось 17,8 тыс. голов свиней. Всего в регионе было отчуждено 600 голов, на выкуп затрачено 1,778 млн руб. А 12 июля 2013 года вирус был обнаружен на территории региона, где производится до четверти российской свинины, — Белгородской области. Практически сразу областные власти приняли решение об уничтожении всего свинопоголовья, не соответствующего третьему и четвертому классу биологической защиты. В результате на территории региона было выкуплено и забито населением на собственные нужды 59 тыс. голов (из них выкуплено 28 тыс., забито — 31 тыс.). Для борьбы с вирусом крупнейшие свиноводческие предприятия объединились в Белгородский союз производителей свинины: именно за его средства и осуществлялся выкуп свинопоголовья у населения. В союз вошли 12 организаций, имеющих высший уровень биологической защиты (под их управлением в регионе работают почти 200 свиноводческих площадок, содержащих более 3,5 млн голов).
На протяжении первой половины 2014 года возникновения новых очагов в Черноземье удавалось избегать. Однако поводов для беспокойства у региональных ветслужб было достаточно. В феврале 2014-го в Орловской области обнаружили продукты с АЧС. Мясные полуфабрикаты и колбасные изделия были завезены в регион ИП Липиной с тульского ООО «ПХ Лазаревское», где после обнаружения вируса был установлен карантин и велось уничтожение поголовья. Тогда же вирус был обнаружен в прилегающей к Воронежской и Белгородской областям Луганской области Украины. Впрочем, эпизоотическое окружение регионов Черноземья в последние годы всегда было неблагополучным: вирус обнаруживали в прилегающих Ростовской, Волгоградской, Брянской областях. В этих условиях руководство регионов начало выделять больше средств на борьбу с вирусом.
Но принятые меры не могли помочь избежать заноса АЧС с территории соседних областей через дикого кабана. В начале июня 2014-го на территории Алексеевского района Белгородской области у семи диких кабанов был обнаружен вирус АЧС. За следующий месяц в Белгородской области было уничтожено 1,025 тыс. голов (25% от общей численности), поголовье снизилось до 3,6 тыс. животных с учетом молодняка. Выявить очаг, где были заражены дикие животные, было невозможно из-за их неконтролируемого перемещения. В отличие от вспышек АЧС на сельхозпредприятиях или в личных подсобных хозяйствах, выявление вируса у диких кабанов не приводит к жестким мерам со стороны ветеринаров, таким как установление первой и второй угрожаемой зон с введением карантина, запрет на перемещение животных и ограничения на передвижение населения.
Но в середине июля 2014 года АЧС была выявлена на репродукторе ЗАО «Агрокомбинат „Николаевский“» в селе Круглоподпольном (Аннинский район Воронежской области). Всего на предприятии пало 55 свиней. Эпизоотическими очагами были определены территория репродуктора №1 в том же селе и площадки откорма в соседней Николаевке. На них было уничтожено 40 тыс. голов.
В самом конце декабря 2014-го вирус обнаружили во входящем в структуру «Черкизово» орловском ЗАО «Орелсельпром» (Мценский район) и сразу же — в ООО «Агроресурс Воронеж» в Нижнедевицком районе Воронежской области: туда было завезено поголовье из «Орелсельпрома». На двух предприятиях забили более 30 тыс. свиней. Кроме того, зараженная продукция «Орелсельпрома» стала причиной введения карантина на белгородском перерабатывающем предприятии ООО «МПК „АгроФуд“» (там уничтожили более 250 т свинины). А в начале января вирус был обнаружен в частном хозяйстве в поселке Дворики Дмитриевского района Курской области. 7 июля карантин в Мценском и Болховском районах Орловской области был снят, а 9-го снова введен в Болховском районе: АЧС обнаружили в ЛПХ в деревнях Снегиревка и Васильевка. В середине июля было выявлено четыре вспышки АЧС в Курской области — две в производственном коммерческом хозяйстве «Антонина» в дикой фауне в Хомутовском и Рыльском районах и две в подсобных хозяйствах в Хомутовском и Конышевском районах (всего было забито 150 голов). А в конце августа АЧС вновь была обнаружена в Болховском районе (в хозяйстве в селе Репнино) и Дмитровском лесничестве (Дмитровский район Орловской области).
В вирусном окружении
Основная норма, которой руководствуются региональные управления ветеринарии при возникновении АЧС, — это «Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней», утвержденная главным управлением ветеринарии Минсельхоза СССР 21 ноября 1980 года. В соответствии с ней проводились все мероприятия по ликвидации АЧС. В частности, инструкция предполагает определение границ непосредственно эпизоотического очага, первой и второй угрожаемых зон. В состав первой входят территории, непосредственно прилегающие к эпизоотическому очагу АЧС на глубину 5–20 км от его границ. Но на практике летом 2013-го впервые столкнувшиеся с вирусом власти регионов Черноземья устанавливали первую угрожаемую зону в границах района, на территории которого возникал очаг, в связи с наличием «хозяйственных, торговых и других связей между населенными пунктами». На территории первой угрожаемой зоны должно проводиться отчуждение и убой всего свинопоголовья. Вторая угрожаемая зона в соответствии с документом, устанавливается на территории, «опоясывающей первую угрожаемую зону на глубину до 100–150 км» от очага. Изначально на территории Черноземья она устанавливалась в районах, имеющих общие границы с территорией первой угрожаемой зоны. В первой угрожаемой зоне объявляется карантин, предполагающий запрет на ввоз животных всех видов, заготовку продуктов и сырья животного происхождения, а также на вывоз растительной продукции. Помимо этого, запрещается вход на неблагополучную ферму или предприятие посторонних лиц и предусматриваются ограничения на перемещение населения.
Если в 2013 году власти макрорегиона перевыполняли наиболее важные требования инструкции, то в 2015 году в ряде субъектов с АЧС они уже выполнялись не в полной мере. В некоторых случаях в Орловской и Курской областях даже вторая угрожаемая зона устанавливалась на территории меньшей, чем границы района. Между тем те же самые власти в 2013-м говорили о «тесных хозяйственных связях» в отдельно взятом районе. Если бы в Орловской области были выполнены все требования инструкции, риск повторного возникновения очагов АЧС в Болховском районе был бы минимальным: там уже не должно было быть ни одной домашней свиньи.
На этом фоне выгодно выделяются власти Воронежской области, которые, несмотря на сильный мороз и снегопад, в январе 2015-го смогли быстро локализовать и ликвидировать очаг в Нижнедевицком районе, куда вирус был занесен из Орловской области. По словам источников «Ъ» в ветслужбах, на предприятии «фактически не было» ветеринарных специалистов. Однако благодаря превентивным мерам облправительства в первой угрожаемой зоне не оказалось ни одной свиньи в личных хозяйствах, что позволило избежать нагрузки на облбюджет и социальной напряженности. Волнения населения наблюдались лишь в 2013 году, когда у людей впервые начали изымать поголовье. Однако губернатор Алексей Гордеев лично развенчивал мифы о «заговоре» крупных агрохолдингов. «Проблема в том, что вакцины не изобрели от этого даже в европейских странах. Самые уязвимые, конечно, личные подворья, и у нас есть программа, как их поддержать», — отмечал губернатор. Эта программа предусматривает весомую поддержку тех фермеров, которые решат отказаться от свиноводства и перейти на альтернативные виды животноводства. К примеру, при покупке крупного рогатого скота областной бюджет компенсирует до половины его стоимости. В результате, по данным областного департамента аграрной политики, численность поголовья в ЛПХ снизилась с 300 тыс. до порядка 30 тыс. зарегистрированных голов. В действительности эта цифра может быть немного выше (отчетность ЛПХ во многом добровольна), однако заметное снижение поголовья неоспоримо. Новые возможности для фермеров также предоставляет формирование в регионе мясного и молочного кластеров.
Такой подход выгодно отличается для личных хозяйств от другого, используемого в Черноземье в борьбе с АЧС, — белгородского. Еще в 2013 году, согласно постановлению облправительства, там было забито 59 тыс. свиней из всех хозяйств ниже третьего компартмента (под запрет фактически попало разведение поголовья в ЛПХ). В результате с 2013 года в регионе пока не было выявлено ни одного случая АЧС в личных подсобных хозяйствах. Однако собеседники «Ъ» в ветеринарных службах различных регионов говорили, что такой подход «невозможен для реализации по всей стране» из-за «нарушения прав и свобод граждан». Кроме того, по мнению экспертов, полный запрет может компенсироваться созданием теневого рынка мяса. Поэтому более действенной мерой эксперты видят именно постепенное убеждение населения.
Для эффективной борьбы с АЧС необходимы несколько факторов, отмечают эксперты. На государственном уровне это должно быть создание единой ветеринарной службы или более эффективное распределение полномочий между существующими органами. На региональном — соблюдение требований ветеринарного законодательства и строгий учет поголовья. Но главным фактором, без которого борьба с АЧС невозможна, остается поддержка населения.