Цена вопроса
Денис Колбасов, директор Покровского НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии
Очаги АЧС, которые продолжают возникать в Черноземье (в частности, в Орловской и Курской областях), нельзя рассматривать как отдельные. Сейчас во всей Центральной России, особенно в Орловской, Брянской и Курской областях, сформировалась единая неблагополучная зона. Очаги возникают там, где уже давно не должно быть свиней, — в угрожаемых зонах старых очагов.
Складывается впечатление, что, потеряв контроль над распространением вируса, власти пораженных регионов смирились с ним и не воспринимают АЧС как проблему, требующую немедленного решения. В тех регионах, где сейчас бушует африканская чума, губернаторы демонстрируют полное невнимание к вирусу. Возможно, это невнимание обходится дешевле областному бюджету. Как следствие, теряется интерес к проблеме у СМИ и населения. А между тем именно первое лицо региона может и должно наводить порядок с неблагополучной эпизоотической обстановкой в области.
В регионах Черноземья есть и положительный пример — в частности, это Воронежская и Белгородская области. Они нашли успешные методы применения главной меры по борьбе с АЧС — контроля численности поголовья в личных хозяйствах. В Белгородской области пошли по пути ликвидации поголовья, контроль за которым невозможен. Власти Воронежской области выбрали более гуманный по отношению к фермерам путь — убеждение и разностороннюю поддержку в переходе на альтернативные виды животноводства. И это совершенно верный путь. Региональные власти либо должны максимально совершенствовать систему контроля поголовья в ЛПХ, либо сокращать число животных до того уровня, на котором каждую голову можно будет отследить.
На государственном уровне для решения вопроса с контролем необходимо создание единой ветеринарной службы. Пока же компетентные органы не готовы дать динамику поголовья — только статистику по итогам отчетного периода. Между тем, зная динамику, мы бы сразу могли выявить возможный вирус: если из ЛПХ поступают данные о резком уменьшении поголовья, там происходит либо заражение, либо бесконтрольный убой.
За 2015 год в России зафиксировано рекордное количество регионов с выявленными очагами АЧС. Вирус движется с юга страны к ее центру и дальше на север. Перекладывать ответственность на ветеринарные органы бессмысленно — решать проблему в регионах должны в первую очередь губернаторы. Их первоочередная задача — наладить контроль над свинопоголовьем любым способом.