"О`кей" сдает покупки
Сеть продала "Ленте" недостроенные магазины
На фоне ухудшения финансовых показателей продуктовый ритейлер "О`кей" продал часть недостроенных гипермаркетов и земель своему конкуренту — сети "Лента". Сделка могла принести "О`кей" около 3 млрд руб. Деньги понадобятся на рефинансирование долгов и развитие собственной сети дискаунтеров.
"О`кей" закрыла сделку по продаже своих региональных активов: покупателем двух недостроенных гипермаркетов в Челябинске (14,6 тыс. и 15,1 тыс. кв. м), одного в Волгограде (11,2 тыс. кв. м) и трех земельных участков от 3,5 до 5 га в Челябинске, Омске и Таганроге стала "Лента". Об этом вчера сообщили оба ритейлера, не раскрывая сумму сделки. По оценкам старшего аналитика Райффайзенбанка Натальи Колупаевой, стоимость активов составила не менее 3 млрд руб. Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает, что покупка обошлась "Ленте" примерно в 2,2 млрд руб.— по 550 млн руб. за каждый магазин и 500 млн руб. за весь земельный банк. "Рыночная стоимость каждого из участков может достигать около 200 млн руб., но сейчас эти активы, скорее всего, проданы с дисконтом",— считает эксперт.
Сеть "О`кей" основана в 2002 году, сейчас ей принадлежат 113 магазинов в 29 городах России (71 гипермаркет и 42 супермаркета). 50,9% сети через офшор Nisemax Co Ltd контролируют Дмитрий Троицкий и Дмитрий Коржев, 25% через GSU Ltd принадлежат Борису Волчеку, остальные акции — в свободном обращении. Чистая прибыль группы в первом полугодии этого года составила 621 млн руб., что на 63,3% меньше, чем в январе--июне 2014 года. Выручка выросла на 4,4%, до 75,89 млрд руб., показатель EBITDA снизился на 3,5%, до 4,7 млрд руб. Сокращение трафика составило 3,6%. Общий долг компании оценивался в 34,5 млрд руб.— это на 7,5% больше, чем в конце 2014 года. Размер краткосрочного долга — 14,8 млрд руб.
О возможности продажи части региональных активов "О`кей" топ-менеджеры говорили неделю назад во время телефонной конференции по итогам первого полугодия. Вырученные от недвижимости средства ритейлер намерен направить на оптимизацию долга и развитие бизнеса в других регионах, уточнили в "О`кей". Ритейлеру нужны деньги на новую сеть дискаунтеров "Да!" (ранее компания анонсировала открытие 35 магазинов во второй половине этого года), считает Наталья Колупаева. "Сейчас сеть оказалась в непростом положении, формат гипермаркетов предполагает значительный объем инвестиций, а открытие магазинов-дискаунтеров дешевле: помещения для них могут быть арендованными, концепция проще, и проекты окупаются быстрее",— объясняет она. По мнению аналитика, положение "О`кей" ухудшилось с изменением конъюнктуры рынка: раньше сеть позиционировалась как магазины для среднего класса с большой долей импортных товаров (более 25%). С ухудшением макроэкономической обстановки и установлением запрета на ввоз продовольствия из ЕС эти преимущества исчезли.
"Лента" работает с 1993 года. 35,55% сети контролирует американский инвестфонд TPG, 11,49% — Европейский банк реконструкции и развития, 1,14% находятся у менеджмента компании, остальной пакет в свободном обращении. В портфеле "Ленты" 120 гипермаркетов в 63 городах России и 27 супермаркетов в Москве. По итогам первого квартала 2015 года выручка компании выросла на 33,8%, до 114,9 млрд руб., EBITDA увеличилась на 44,6%, до 11,7 млрд руб. Чистый долг компании оценивался в 59,5 млрд руб.
Завершив сделку с "О`кей", ритейлер увеличил свой прогноз по открытию новых магазинов с 25 до 28 в 2015 году. Для "Ленты" эта сделка — хорошая возможность по привлекательной цене приобрести подходящие для развития площадки, отмечает госпожа Колупаева. По мнению Михаила Бурмистрова, найти альтернативного покупателя на активы "О`кей" было бы непросто: сейчас "Лента" — единственная крупная сеть, готовая вкладывать средства в развитие гипермаркетов.