Ростовский оппозиционер избрал меру упреждения
Борис Батый запросил политического убежища в Германии
Известный в Ростове-на-Дону оппозиционный активист Борис Батый обратился к властям Германии с просьбой о предоставлении политического убежища. Он покинул Россию из-за угрозы ареста. По словам господина Батыя, российские правоохранительные органы пытаются привлечь его к ответственности за публичные высказывания в интернете.
Член Федерального политического совета партии «5 декабря», координатор движения «Солидарность» в Ростове-на-Дону Борис Батый выехал из России в середине мая. Как он сам сообщил „Ъ“, сначала он полетел в Турцию. «Хотел там некоторое время отсидеться и понаблюдать, как будет развиваться ситуация с уголовным делом»,— пояснил оппозиционер.
По его словам, о возбуждении уголовного дела «по факту комментариев и постов в интернете» он узнал за несколько дней до отъезда: «8 мая мне позвонил следователь и срочно вызвал на допрос в качестве свидетеля. Я понял, что после допроса я, скорее всего, окажусь как минимум подозреваемым с мерой пресечения в виде подписки о невыезде либо домашнего ареста или даже заключения под стражей в СИЗО»,— говорит Борис Батый. По его данным, уголовное дело было возбуждено в марте 2015 года.
Оппозиционер отметил, что еще в ноябре 2014 года в его квартире был обыск. «Тогда мне предъявили несколько перепостов в „Твиттере“, которые я бы назвал жанром политической сатиры. Также мне предъявили комментарии в „Живом журнале“ журналиста Сергея Резника, которые были сделаны в ноябре 2013 года»,— рассказывает оппозиционер. «Сотрудники Центра по борьбе с экстремизмом посчитали, что эти публикации содержат признаки преступлений, предусмотренных ст. 280 УК РФ (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), ст. 282.1 (организация экстремистского сообщества) и ст. 319 (оскорбление представителя власти). От меня потребовали добровольно признать их авторство»,— сказал Борис Батый.
По его словам, решение не возвращаться в Россию созрело после того, как он узнал о втором обыске в его квартире. «28 мая произошел второй обыск, и на допросы стали вызывать моих однопартийцев и других оппозиционно настроенных активистов. Кроме того, было изъятие компьютера в ростовском офисе Партии прогресса. Тогда я понял, что события идут по плохому сценарию»,— говорит оппозиционер.
16 июня из Турции он вылетел в Германию.«Я не имел визы ни в одну страну. В Украине проблем очень много и без меня, а в Европу без визы можно попасть только в Германию»,— пояснил Борис Батый. По прилете в один из немецких аэропортов он сообщил местным пограничникам, что ищет политического убежища. «Убежище я еще не получил, я жду интервью с немецкой иммиграционной службой. Именно ее чиновники решают вопрос предоставления статуса»,— уточнил активист.
В Ростове-на-Дону 53-летний Борис Батый известен как организатор и участник протестных акций либерального толка. Ростовский координатор организации «Левый фронт» Владислав Рязанцев считает опасения Бориса Батыя вполне обоснованными. «Несмотря на то что Батый пока является по данному делу свидетелем, органы следствия в любой момент могут изменить его статус и сделать его обвиняемым»,— сказал активист. Он напомнил о судьбе Сергея Резника, который был дважды осужден за высказывания в блогах.
Владислав Рязанцев говорит, что он сам был объектом внимания правоохранительных органов в связи с публикациями в соцсетях. «В октябре прошлого года меня допрашивал сотрудник ФСБ по факту размещения в феврале 2014 года в одной из групп соцсети „ВКонтакте“ видеоролика на английском языке. Потом по этому же поводу меня вызвали в следственный отдел, который начал проверку по ст. 282. Отмечу, что ролик я впервые увидел на допросе. В итоге дело возбуждать не стали. Однако на днях от меня потребовали явиться в прокуратуру, где вручили предостережение снова по этому же ролику и задавали вопросы о моей деятельности»,— рассказал оппозиционер.
„Ъ“ попросил прокомментировать ситуацию уполномоченного по правам человека в Ростовской области Анатолия Харьковского. «За все годы моей работы на этом посту (с 2007 года) ни одной жалобы от оппозиционных политиков на нарушение их прав мне не поступало»,— сказал господин Харьковский.