Коровы «Талекса» падают на «Мираторг»
Компании договорились о передаче скандального воронежского стада
В Воронежской области завершается конфликт вокруг группы «Талекс», прославившейся массовым падежом коров в Воронежской области. По словам главы «Талекса» Алексея Тотунова, компания договорилась о продаже 1,3 тыс. из 1,8 тыс. коров «Мираторгу». В облправительстве надеются на скорейшую передачу поголовья новому владельцу, однако опасаются его отказа. Остальные 500 голов проданы мелким участникам рынка. При этом компания планирует восстановить сгоревший мясокомбинат и продолжить заниматься молочным животноводством. Эксперты отмечают, что инцидент может повториться — профильные инвесторы испытывают нехватку качественных кадров.
О предстоящем «скором завершении сделки» по продаже «Мираторгу» около 1,3 тыс. голов абердин-ангусской породы „Ъ“ вчера рассказал сам Алексей Тотунов. Речь идет о поголовье, содержащемся на откормочной площадке компании в Аннинском районе Воронежской области. «После сложной зимы поголовье восстановилось, взрослые коровы достигают в весе 540 кг. Из 1,8 тыс. голов 500 уже продано семи небольшим компаниям в сумме за 25 млн руб. Они предложили более высокую цену, чем основной претендент на поголовье „Мираторг“»,—рассказал глава компании. По его словам, сделка по продаже оставшегося поголовья «Мираторгу» «должна завершиться в течение полутора-двух недель»: «Агрохолдинг согласился на цену более чем 55 млн руб., идет окончательное согласование деталей». В самом «Мираторге» слова господина Тотунова вчера не комментировали.
Ранее в облправительстве более вероятным покупателем скота «Талекса» называли ООО «Заречное» Сергея Ниценко (реализует крупнейший животноводческий проект в регионе, рассчитанный на единовременное содержание 24–60 тыс. голов мясного КРС). О достижении «предварительной договоренности» по сделке при участии областного департамента аграрной политики стало известно еще 16 января 2015 года. Речь шла о реализации не только скота, но и площадок его содержания в Аннинском и Грибановском районах. Однако господин Тотунов говорил о разнице в подходах к обеспечению кормами («Талекс» использует пастбищный выпас, а «Заречное» — фидлоты) и неопределенности со временем передачи поголовья. Договоренности между «Талексом» и «Заречным» освещались облправительством через СМИ. Но сам Сергей Ниценко неоднократно говорил „Ъ“ о том, что в планы компании «не входит приобретение скота „Талекса“».
Решение о продаже всего мясного поголовья «Талекса» было принято весной 2015 года после скандала с падежом скота на площадке ООО «Таурус» (структура «Талекса») в Грибановском районе: животные погибли от голода в конце декабря 2014 года. Тогда в СМИ появилась информация об обнаружении многочисленных трупов коров в окрестностях села Власовка. Губернатор Алексей Гордеев призвал областной департамент аграрной политики «принять соответствующие меры» вплоть до передачи скота «добросовестному собственнику». К рассмотрению ситуации подключились «Общероссийский народный фронт», Минсельхоз и прокуратура. Точное количество павших животных до сих пор неизвестно: от нескольких десятков до полутора тысяч. В начале апреля профильный областной вице-премьер Анатолий Спиваков заявил „Ъ“, что «единственным возможным выходом» для господина Тотунова станет продажа всего скота либо «уход из региона». Впрочем, сам господин Тотунов говорил „Ъ“, что продажа — его «собственное решение».
Вчера господин Тотунов пояснил „Ъ“, что полностью откажется лишь от мясного скотоводства, но продолжит развивать молочное животноводство и переработку. Для откорма молочного скота предполагается использовать и оставшиеся площадки в Аннинском и Грибановском районах. По словам главы компании, сейчас в Аннинском районе у «Талекса» действует молочно-товарная ферма на 1,3 тыс. голов, в ближайшее время планируется ее модернизация. Также в компании намерены восстановить мясоперерабатывающий комбинат в Верхнехавском районе. Завод мощностью 100 т свинины в сутки работал с 2012 по 2014 год. Утром 25 января 2014 года он сгорел. Сейчас его восстанавливают; по словам господина Тотунова, к сотрудничеству в проекте по восстановлению производства проявил интерес «ряд инвесторов и торговых сетей».
В облправительстве вчера заверили, что не будут мешать бизнесу Алексея Тотунова, не связанному с содержанием мясного поголовья. «Если он будет эффективно работать в других отраслях, мы будем ему помогать. В противном случае помощи он может не ждать. Молочные и перерабатывающие площадки есть, их нужно развивать. Мясным бизнесом в Воронежской области заниматься Тотунов не должен»,— пояснил вчера „Ъ“ господин Спиваков. Он также выразил сомнения в скором завершении сделки: «„Мираторг“ в любой момент может отказаться от приобретения скота».
Гендиректор Национального союза производителей говядины Денис Черкесов отмечает, что вина за подобные инциденты лежит прежде всего на самих инвесторах, и лишь в последнюю — на администрациях регионов. «Проблемы инвесторов во многом идут от нехватки качественных кадров в сельском хозяйстве. Возможны ситуации, когда собственник положился на своих управляющих, а те оказались некомпетентны. Действенной мерой со стороны властей могло бы стать обязательство для собственников проходить обязательное обучение».