Социальные обязательства ушли из фокуса бюджетной дискуссии
По словам Андрея Макарова, речь в ситуации не идет об отказе или сокращении финансирования публичных обязательств — они установлены иными законами, а не законом о бюджете. Напомним, публичные обязательства по большей части — социальные расходы, а ключевой вопрос соцблока — масштаб индексации пенсий в 2016 году. По оценкам заинтересованных структур Белого дома, переход к «однолетке» увеличит вероятность нового моратория на накопительные пенсии, скорее всего, приведет к индексации пенсий 2016 года на 7–9% вместо 11,9% и даст Минфину шансы распространить принцип нуждаемости на ряд федеральных соцобязательств. «Возможно, финансовый блок правительства опять попытается продвинуть решение об индексации пенсий по уровню прогнозной инфляции. Но это повлечет за собой рост недовольства электората»,— говорит директор по социальным исследованиям Высшей школы экономики Лилия Овчарова. Юрий Горлин, замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, видит приемлемым продление моратория на накопления — или, «что еще правильнее, перевод накопительной пенсии в добровольный формат». Впрочем, ни один крупный вопрос соцблока по состоянию на конец августа, когда была изменена концепция верстки бюджета на 2016 год, окончательно не был решен.