«Это чисто идеологический принцип, не имеющий отношения к экономике»

Россиян хотят наказывать за тунеядство

Крупнейшие российские предприятия поддержали введение уголовной ответственности за тунеядство. Свою оценку законопроекта депутата Заксобрания Санкт-Петербурга Андрея Анохина подготовили главы субъектов, региональных парламентов, полпреды в федеральных округах, а также коллективы заводов. Инициатива предлагает зафиксировать в Конституции то, что труд — это обязанность каждого гражданина. Россияне, которые более полугода уклоняются от трудоустройства, будут наказываться исправительными работами сроком до года. Исключение составят несколько категорий граждан, в том числе несовершеннолетние и священнослужители. Также за инициативу высказались некоторые регионы, включая республику Тыва и Краснодарский край, сообщил автор законопроекта Андрей Анохин.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

«Большинство регионов высказались против принятия данной инициативы, но есть регионы, которые поддержали и предлагали внести свои дополнения: это Республика Бурятия, Краснодарский край, город Севастополь, Кемеровская область и Республика Тыва. Предприятия поддержали практически все, то есть по моим расчетам это порядка 7 млн человек. Есть очень много дополнений именно из регионов — там поддерживают мою инициативу, говорят, что надо как можно скорее вводить лечебно-трудовой профилакторий», — пояснил Анохин.

Регионы, выступившие против наказания за тунеядство, а также профильные федеральные министерства отметили, что инициатива противоречит Конституции, нарушает права граждан и международные нормы. Кроме того, понятие «тунеядство» вообще не вписывается в условия рыночной экономики, отметила первый замдиректора Института глобализации и социальных движений Анна Очкина.

«У нас уже давно капитализм. Существует рынок труда, который не регулируется полностью государством. Государство может предоставлять гражданам помощь в трудоустройстве, кстати, у нас существует закон о занятости, в котором прописан статус безработного, который имеет весь набор гражданских и прочих прав. Я не очень понимаю, о каком тунеядстве здесь может идти речь: у нас нет ни общенародной доблести даже в декларированном виде, нет всеобщей трудовой повинности ни в каком виде, нет никаких гарантий от экономического кризиса, поскольку у нас существует конкуренция. Они себя загонят в такую ловушку и политическую, и правовую, что даже интересно будет посмотреть, как выберутся», — уверена Очкина.

С апреля этого года так называемый «налог на тунеядство» действует в Белоруссии. По словам главы государства Александра Лукашенко, сейчас в экономике страны не задействованы порядка 500 тыс. граждан. Позднее глава российского Минтруда Максим Топилин пообещал изучить опыт Белоруссии в этой сфере. Положительного эффекта от мер пока незаметно, считает белорусский экономист Леонид Злотников.

«По статистике 3 тыс. человек заплатило, а должны платить этот налог в размере где-то $250-300, это по ценам середины прошлого года. И это чисто идеологический принцип, никакого отношения к экономике не имеющий, и он вызвал большое недовольство в разных слоях, особенно на Западе, где пальцем стали показывать на Беларусь — "вот что это за государство, где вводят такой налог". России тоже хватает западной критики, и если ей нужен еще один момент показать, что тут человек ничто, — пусть вводят», — отметил Злотников.

Как сообщил «Коммерсантъ FM» автор законопроекта о тунеядстве Андрей Анохин, инициатива будет доработана с учетом всех замечаний из регионов. Так, уголовная ответственность, скорее всего, будет заменена административными наказаниями, а в Конституцию будет предложено внести обязанность государства по трудоустройству граждан.

Анастасия Парфенова

Вся лента