Гармония противоречий
Марина Прохорова о сезоне «осень-зима 2015/16»
Главное, что надо сказать о наступившем сезоне,— он беспримерно разнообразен. Настолько, что многие модные критики пишут о неактуальности термина «тренды» — в коллекциях осени-зимы мы видим сочетание стилей, ранее казавшихся несоединимыми. Но, конечно, и переизбыток трендов, и их взаимная противоречивость — тоже тренд
Emporio Armani
Paul Smith
Prada
Sportmax
Marni
Christian Dior
Acne Studios
Acne Studios
Celine
Kenzo
Gucci
Alberta Ferretti
Etro
Jil Sander
Marni
Dries Van Noten
Dries Van Noten
Lanvin
Chloe
Christian Dior
Michael Kors
Jil Sander
Jil Sander
Barbara Bui
Chloe
Celine
Louis Vuitton
Louis Vuitton
Max Mara
Max Mara
Dolce&Gabbana
Moncler Gamme Rouge
Balenciaga
Фото: PPS / ZUMA Wire / ТАСС
Balenciaga
Фото: PPS / ZUMA Wire / ТАСС
Saint Laurent
Фото: Getty Images / WireImage
Saint Laurent
Фото: Getty Images / WireImage
Michael Kors
Bottega Veneta
Chanel
Kenzo
Louis Vuitton
Miu Miu
Hermes
Celine
Chloe
Christian Dior
Christian Dior
Lanvin
Lanvin
Jil Sander
Marni
Prada
Prada
Fendi
Max Mara
Alberta Ferretti
Gucci
Gucci
Bottega Veneta
Chanel
Louis Vuitton
Louis Vuitton
Louis Vuitton
Hermes
Celine
Celine
Lanvin
Jil Sander
Jil Sander
Sportmax
Этот сезон полностью и окончательно покончил (точнее — до особого распоряжения) с понятием "хороший вкус" в его традиционном смысле. Мода, фэшн-дизайнеры и стилисты давно его недолюбливали, боролись с ним как могли — и вот одержали победу. Подлинная стильность уже много лет все решительнее требовала нарушения жестких правил, но вплоть до недавнего времени дело ограничивалось пресловутым умением "миксовать": плиссированная юбка с кроссовками, кружевная юбка с толстовкой, коктейльное платье с пластмассовой бижутерией. Этих полумер теперь недостаточно. Главный тренд сезона — сочетание в одном луке традиционно считавшихся абсолютно несочетаемыми фактур, цветов, принтов и стилей. Комплект из бушлата ворсистой шерсти, шелковой блузки с бантом, асимметричной юбки с принтом, лакированных ботфортов и лыжной шапки грубой вязки (и все это разных цветов) очень характерен для нынешнего сезона. Надо сказать, что, во-первых, все это выглядит гораздо лучше, чем звучит, а во-вторых, если вам такой образ все же не полюбится, есть множество других — как уже было сказано, сезон разнообразен.
Итак, трендов много, и они сочетаются непредставимым ранее образом, практически внедряясь друг в друга.
Супрематизм, самая мягкая и универсальная вариация футуризма, актуален больше 10 лет. В этом сезоне вещи с крупными, формирующими силуэт цветными панелями представили практически все дизайнеры. Эти вещи очень разные: от мягких двуцветных нарядов, как у Celine, до жестких футуристических, как у Christian Dior и Bottega Veneta. Интересная новость — это меховые панели: карманы и вставки на юбках, как у Marni, или бандо, как у Balenciaga или Giambattista Valli.
Giambattista Valli
Минимализм тоже никуда не исчезает. Но в соответствии с главной идеей сезона он дополнен декором и в основном требует очень фактурных, рыхлящих силуэт материалов — это бархат, твид и клоке. А лаконичные платья Christian Dior сшиты из меха. Такой усложненный вариант минимализма отчетливей всего представлен в коллекциях Chanel, Celine, Balenciaga, Sportmax, Giorgio Armani. Более сдержанные и лапидарные вещи, взрослые и классические, построенные на выверенных силуэтах и одновременно похожие на 70-е и 90-е,— в коллекциях Hermes, Jil Sander и MaxMara.
Очень важен для нынешнего антистилевого сезона стиль бохо — он тоже в этом сезоне чрезвычайно разный, и изящно напоминающий об интеллектуальной элите эпохи битников, и разудалый до цыганщины, и гранжевый. И коллекций, преимущественно созданных в этой стилистике, очень много. Самые яркие, причем во всех смыслах этого слова, бохо-коллекции — у Lanvin, Dries Van Noten, Kenzo, Etro, Chloe, Burberry Prorsum. Пэчворк, бахрома, аппликации, многослойные наряды и самое невероятное сочетание сложных фактур чаще всего можно встретить в вещах, выдержанных именно в этой стилистике.
Но наиболее актуальны ткани с четкими рисунками — и геометрическими, и цветочными, и выполненными в теплой типично осенней цветовой гамме. Очень много вещей из гобеленовых тканей, практически интерьерных — и вообще, мебельные ткани в одежде используются с необычной активностью, в модных коллекциях можно обнаружить и тюль, и бархат с бахромой. И еще очень важно, что блеск из моды не выходит. В моде и люрекс, и ламе, и парча, и ткани с напоминающими дискотечные зеркала 80-х пайетками.
Юный шестидесятнический стиль в нынешнем сезоне — это мини, часто радикальное, силуэт беби-долл и топорщащиеся жесткие материалы. Все его особенности подчеркнуты с помощью множества сложных деталей, геометрических узоров и блестящих фактур. Футуристическая вариация на тему 60-х — у Christian Dior и Louis Vuitton, гранжевая — у Saint Laurent, театрально-кукольная — у Miu Miu и Dolce & Gabbana.
В этом сезоне много нарядов подчеркнуто закрытых и почти чопорных, даже если используются пестрые материалы. Но одновременно в тренде обнаженность. По-прежнему актуальны прозрачные ткани — просвечивающие наряды можно найти в коллекциях Burberry Prorsum, Dolce & Gabbana, Valentino и даже у максимально сдержанной марки Bottega Veneta. Микромини в сочетании с глубоким декольте встречается в коллекциях Christian Dior, Louis Vuitton, Saint Laurent, Miu Miu. Сезон предлагает огромное количество тончайших платьев-комбинаций на бретельках-спагетти. Наиболее характерные варианты — у Celine, Salvatore Ferragamo, Boss и, вполне внезапно,— Jil Sander. Много глубоких, почти до талии треугольных декольте — платья и топы с треугольным вырезом можно найти практически во всех дизайнерских коллекциях. Но стоит обратить внимание на то, что эти декольте к кокетству и демонстрации женственности отношения не имеют. В них есть определенная дерзость, но они абсолютно ничего не демонстрируют. Это просто стилистический прием и еще один безошибочный способ вытянуть стройный силуэт.
Gucci
Очень важны брючные костюмы. Однобортные и двубортные, повседневные и вечерние. Такие как у Saint Laurent, Ralph Lauren, Chloe, Paul Smith. Не выходят из моды костюмы, состоящие из пиджака с укороченными брюками — кюлотами, впервые предложенными в коллекциях Jil Sander, Prada и у Paul Smith.
Главные пальто — либо объемные, либо чуть заметно приталенные, но отнюдь не обуженные, запахивающиеся как у Sportmax, либо как у Hermes. Длины они могут быть любой — до середины бедра, по колено, до щиколотки, вообще в пол. Из-за популярности стиля бохо необычайно много кейпов — к примеру, у Burberry Prorsum, Salvatore Ferragamo, Chanel, Missoni, Chloe и Etro.
Хотя дизайнеры из сезона в сезон вспоминают все модные тренды прошедшего столетия, брюки с очень низко, ниже колена начинающейся расклешенностью в моде были всего однажды — когда в 1994 году вышел фильм Квентина Тарантино "Криминальное чтиво". И вот о них вновь вспомнили практически все. Чуть укороченные или длиной 7/8 облегающие брюки с напоминающим волан клешем понизу есть в коллекциях почти всех марок, дизайнеры которых обратили внимание на брюки.
Блузки, как будто созданные для базовой части гардероба,— подчеркнуто дамские, с завязывающимися бантами у горла — в модных коллекциях встречаются давно. Но в этом сезоне без них просто уже не обойтись. Главные блузки — либо белые, либо с четким принтом. Есть и альтернатива — в моду вошли очень узкие длинные шарфы, завязывающиеся у горла на бант, как у Chloe. Помимо съемных бантов, важная новая деталь — это накладной воротник. Цветной, как у Christian Dior, или белый. Самые типичные белые отложные и подчеркнуто накладные воротники у Chanel и Alberta Ferretti.
При всем обилии разноцветия сезон предлагает и много монохромных вещей и комплектов. Белый уже второй зимний сезон можно считать новым черным — впрочем, и черный нимало не отступает. Викторианская готика с обилием черного цвета, кружевами, гофрировкой и оборками представлена обильно — у Alexander McQueen, Givenchy, Comme des Garcons, Alberta Ferretti, Haider Ackermann и Yohji Yamamoto. Черно-белые принты есть практически в каждом сезоне, но в этом как-то особенно разнообразны.
Также крайне актуальны все оттенки оранжевого, от ярчайшего апельсинового, как у Celine, и рыжего, как у Sportmax, до мягких тонов терракоты, как у MaxMara. Очень много разнообразного хаки и похожих земляных оттенков, крайне много синего, от цвета стираной джинсовки, как у Chloe и Moschino, до глубочайших оттенков navy, представленных в коллекции Hermes.
Нельзя не заметить и версии безудержной пестроты, никак не связанной со стилем бохо. Речь идет об очень элегантных коллекциях, выглядящих цельными при самых смелых сочетаниях цветов и рисунков. Это безусловная классика, силуэтами и пропорциями напоминающая моду 60-х и чаще 70-х. Жесткие стройные силуэты, почти чопорные фасоны и сочетания разнообразнейших цветных узоров можно найти в коллекциях Gucci, Prada, Bottega Veneta, Marni. В этих коллекциях проще всего найти просто красивые наряды с рисунком — многоцветным, но всего одним.
Длина в моде любая, от микромини до макси в пол. Все промежуточные варианты тоже весьма актуальны, хотя чуть ли не самая распространенная — классическое миди до середины икры. Объемы тоже почти любые, хотя оверсайз популярен чуть меньше, чем год тому назад. Чаще всего встречаются силуэты умеренные, но со значительным расширением в линии плеча и рукавах. Прекрасные примеры такого деликатного напоминания о рубеже между 70-ми и 80-ми у Balenciaga, Sportmax, Miu Miu или Givenchy. Чего практически нет — так это обтягивающих вещей. Силуэты-тюбики и песочные часы, коконы и плавно намекающие на изгибы фигуры наряды представлены во всем разнообразии — но даже самые откровенные вещи на самом деле скрывают подробности.
Шубы и дубленки, разумеется, из моды не выходят — в этом сезоне в особенной моде койот, мутон и ондатра. Фасоны меховых пальто самые простые. Но зато много вещей с меховой отделкой, почти традиционной. Это оторочка манжет, пышные воротники-шали — причем не только у пальто, но и у довольно легких платьев. Так же как съемные воротники, в моде просто боа и горжетки из цветного меха. Самые модные не столько элегантны, сколько эффектны, и больше всего они напоминают театральный реквизит. У Celine, к примеру, важный аксессуар — лента с равномерно нанизанными на нее помпонами из чернобурки.
Christian Dior
Кроме того, важный и безусловно новый тренд этого сезона — сочетание брюк с юбками. Попытки совместить эти два предмета встречались ранее в концептуальных или подчеркнуто этнических коллекциях. Но в наступившем сезоне эта многослойная вариация — уже уверенный, мейнстримный тренд. И обнаружить брюки, поверх которых надета жесткая недлинная юбка, чаще всего асимметричная или на запахе наподобие фартука, можно и в достаточно авангардной коллекции Christian Dior, и у такой традиционно сдержанной и рассчитанной на буржуазок всех возрастов марки, как Hermes.
Уходящие под юбку узкие и облегающие ноги ботфорты — это своеобразная вариация на тему многослойности брюк с юбкой. Ботфорт в этом сезоне очень много, и они разнообразны. Самые яркие — замшевые либо бархатные, с вышивками и аппликациями. Наиболее универсальные — лаковые и гладкие. Разнообразно представлены также и ботики с узким вырезом на подъеме и полусапожки. Часто тоже лаковые или замшевые — в нынешнем сезоне в моде ярко выраженная фактура материалов, из которых сшита обувь. Позаимствованные из мужского гардероба оксфорды, ботинки, штиблеты и флэты на низком каблуке вполне популярны. Но главная новинка — широконосая обувь на широком каблуке средней высоты, как в 70-х. А вот каблуки-стилеты в распространенных трендах не значатся. И в полном соответствии с принципиальным разностильем этого сезона к семидесятнической обуви предложены не планшеты и ягдташи через плечо (их очень немного), а дамские саки и сундучки, объемные и хорошо держащие форму, на коротких ручках — прямиком из моды середины ХХ века.