Увоз и ныне там
В Башкирии запретят забирать автомобили на штрафстоянку в присутствии водителей
Башкирский парламент намерен вслед за Госдумой узаконить запрет на эвакуацию автомобиля с места, запрещенного для парковки, если рядом находится его владелец или водитель. Голосование по соответствующим поправкам в региональный закон планируют провести в первом чтении 17 сентября. В то же время Курултай опаздывает с внедрением другой нормы КоАП, запрещающей эвакуировать автомобили в местах, где отсутствует знак о работе эвакуатора. Этот пункт закона депутаты обещают принять позже.
Депутаты комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Курултая вчера подготовили к первому чтению еще две поправки в республиканский закон «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку…». Изменения, как следует из обоснования документа, принимаются в связи со вступлением в силу в июне норм КоАПа о запрете на принудительную эвакуацию автомобилей в присутствии автовладельца. Как следует из текста поправок, они обязывают инспекторов ГИБДД, сопровождающих работу эвакуаторщиков, находиться на месте в течение всего времени погрузки автомобиля на платформу и до начала движения эвакуатора. Кроме того, поправками запрещается эвакуировать автомобиль «в присутствии на месте лица, которое может управлять данным транспортным средством». Норма будет действовать, если водитель успел дойти до машины до того, как тронулся эвакуатор. В обосновании отмечается, что принятие новых поправок позволит избежать конфликтных ситуаций между автоинспектором, сотрудником эвакуационной службы и автовладельцем, тогда как ранее эти вопросы не были урегулированы. Принять поправки Курултаю рекомендовали в правительстве региона. В письме на имя спикера госсобрания Константина Толкачева первый вице-премьер республики Рустэм Марданов отмечает, что проект направлен на «совершенствование процедуры задержания и возврата автомобилей».
Стоит отметить, что 8 августа в КоАП РФ появилась еще одна норма, которая должна защитить автовладельцев от неоправданной эвакуации транспортного средства. Она запрещает увозить автомобили, припаркованные под знаками, запрещающими стоянку и остановку, если рядом с ними нет таблички «Работает эвакуатор». Но Курултай эту норму пока не вводит. «Мы еще зафиксируем ее, работа не закончена, будут дополнения»,— заявил вчера заместитель председателя госкомитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Наиль Гиззатуллин.
В первом чтении поправки планируют принять на сессии 17 сентября.
Напомним, что весной депутаты Курултая дополнили закон о принудительной эвакуации, позволив инспекторам ограничить наказание нарушителей штрафом за неправильную парковку, а если автомобиль погружен на эвакуатор, то оплатой этих услуг, исключив стоимость перевозки автомобиля. Однако прямого запрета на эвакуацию автомобиля в присутствии автовладельца в законе тогда не появилось.
Несмотря на то, что на региональном уровне нет запрета на эвакуацию с запрещенных мест, где нет уведомлений о работе эвакуаторов, эта норма выполняется, заявил „Ъ“ директор уфимского МБУ «По благоустройству и содержанию автопарковочных мест» Талгат Гадельшин (по тендеру госкомтранса эвакуирует автомобили в Уфе). «Это требование ГИБДД. Поэтому, если местный закон запаздывает, ничего страшного»,— отметил он.
Таблички о работе эвакуаторов в Уфе установлены в 408 местах. Знаков, запрещающих стоянку и остановку, в городе около 640. Таким образом, более 60% участков, запрещающих парковку, имеют уведомления о работе эвакуаторов. Для сравнения: в Москве эта доля, по данным СМИ, составляет лишь около 20%.
Заместитель начальника регионального управления ГИБДД Эльвир Садыков говорит, что пересматривать количество участков работы эвакуаторов не планируется. «Повсеместно в них необходимости нет. Только там, где есть угроза безопасности движения или статус антитеррористической защиты»,— отметил он.
Сотрудник управления добавил, что жалобы на незаконную эвакуацию поступают в инспекцию крайне редко. Больше всего конфликтов возникало при эвакуации в присутствии автовладельца или в отсутствие инспектора, и принятые в КоАП поправки, считает господин Садыков, должны «утрясти основные вопросы».
По мнению автовладельцев, несмотря на уточнения в законах, необоснованная эвакуация автомобилей продолжается, но доказать ее незаконность по-прежнему сложно. «Эвакуаторы работают абсолютно автономно, довольно часто автомобиль увозят без инспектора, а протокол оформляют «задним числом»,— отмечает представитель Федерации автовладельцев России в Башкирии Салават Байгильдин.— Водителю еще нужно доказать, что автомобиль увезли в его присутствии, и не каждый догадывается записать происходящее на видеокамеру. Или, например, документы остались в эвакуируемой машине, и как водителю доказать, что он имеет право на управление этим автомобилем?»
Юрист Николай Костенко подтверждает, что обращения с жалобами на работу эвакуаторов носят единичный характер, так как автомобилисты боятся ввязываться в конфликт с ГИБДД. «Были случаи, что автовладельцы не сдерживались и матерились, эвакуаторщики вызывали полицию, и на автомобилиста составлялся протокол за нецензурную брань в публичном месте,— отмечает юрист.— При таких обстоятельствах в суды люди не идут, юридическая практика не формируется, и доказать, что машина была увезена незаконно, оттуда, где не было знака о работе эвакуатора, практически невозможно. Тем более что действенного надзора над работой эвакуаторщиков никакого нет, и соблюдение ими закона остается исключительно делом их совести».