"Трансаэро" еще далеко до "Аэрофлота"
Но туроператоры уже ждут подорожания билетов
Как и предполагал "Ъ", сделка по поглощению "Трансаэро" государственным "Аэрофлотом" стала проблемной, еще толком не начавшись. Уже вчера на совещании в Минэкономики выяснилось, что и сами стороны, и кредиторы проблемной авиакомпании радикально расходятся во взглядах на механизм консолидации. В "Трансаэро" настаивают, что происходящее никак не скажется на ее пассажирах, но тревогу бьют туроператоры. Они обеспечивали около половины пассажиропотока авиакомпании и уверены, что с ее переходом в группу "Аэрофлот" перевозки подорожают.
Как стало известно "Ъ", вчера в Минэкономики состоялось совещание по поводу сделки по поглощению второй в России авиакомпании "Трансаэро" ее основным конкурентом, подконтрольным государству "Аэрофлотом". Накануне вариант спасения проблемного частного перевозчика через продажу 75% его акций за 1 руб. одобрила комиссия под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова (см. "Ъ" от 2 сентября), теперь представители Минэкономики, Минфина, Минтранса, ВТБ и Сбербанка (ключевые кредиторы "Трансаэро", общий долг которой, по неофициальной информации, составляет около 260 млрд руб.) обсуждали "внесение ясности по этапам сделки". Источники "Ъ" говорят, что именно ВТБ, в залоге у которого находятся 25% плюс одна акция "Трансаэро", стал инициатором совещания (текущий объем долга перед банком не раскрывается, на конец марта составлял 12,7 млрд руб.).
В пресс-службе ВТБ вчера отказались комментировать ситуацию, отметив лишь, что "банк поддерживает схему консолидации перевозчиков и всячески ей содействует".
Сделка в тумане
Собеседники "Ъ" рассказывают, что в ходе совещания ВТБ предложил как можно скорее ввести в совет директоров "Трансаэро" банкиров и дать им право согласовать кандидатуру финансового директора компании. До середины сентября ВТБ хотел бы увидеть операционный план деятельности "Трансаэро", разработанный "Аэрофлотом", а к октябрю — реструктуризацию долга на его балансе. ВТБ настаивает, чтобы именно "Аэрофлот" отвечал по долгам "Трансаэро", и тогда согласен перевести ее валютные кредиты в рублевые, но без дисконта. Однако, считают в Минтрансе, такой вариант не устроит "Аэрофлот". По мнению чиновников, оптимальным вариантом была бы интеграция маршрутной сети "Трансаэро" с "Аэрофлотом" с сохранением всех обязательств на проблемном перевозчике. В Минэкономики говорят о возможности списания части долга (по данным "Ъ", на совещании у Игоря Шувалова речь шла о 30%), но банки выступают жестко против. Минфин, со своей стороны, не готов финансово поддерживать ни "Трансаэро", ни "Аэрофлот" после консолидации. Между тем реструктуризацию долгов "Трансаэро" необходимо провести уже до 30 октября, говорит один из участников совещания. В Минтрансе, Минэкономики и "Аэрофлоте" отказались от комментариев. В Минфине и "Трансаэро" "Ъ" не ответили.
Не меньше споров вызывает и структура сделки, которую сегодня должен рассмотреть совет директоров "Аэрофлота". "Один из кредиторов, Сбербанк (уровень долга не раскрывается.— "Ъ"), считает правильным не покупать "Трансаэро", а взять ее в управление,— поясняет источник "Ъ", близкий к совету.— Директивы правительства о формате сделки пока нет, вероятно, она будет доведена до представителей государства непосредственно перед голосованием". Но это не устраивает "Аэрофлот", который считает единственным вариантом получение не менее 75% акций "Трансаэро". "В противном случае у "Аэрофлота" не будет рычагов для проведения необходимых корпоративных решений,— отмечает один из собеседников "Ъ".— Но придется принимать ряд очень жестких решений, в том числе в отношении кредиторов".
Другой источник "Ъ" добавляет, что передача в управление может спровоцировать конфликт между перевозчиками. "Система управления любой авиакомпанией строго структурирована и иерархична. Гендиректор — это лицо, соответствующее квалификационным требованиям. Согласно Федеральным авиационным правилам (ФАП), он имеет исключительные права в части обеспечения безопасности полетов. В случае нелояльности "Аэрофлоту" он может саботировать принятие любых решений, ссылаясь на ФАП". Остаются в таком случае и риски формирования совета директоров, не полностью лояльного управляющей компании.
Дополнительно дестабилизирует ситуацию вокруг будущей сделки и позиция нынешних акционеров "Трансаэро". Хотя формально они полностью поддерживают консолидацию, во вчерашнем заявлении главного исполнительного директора и совладельца "Трансаэро" Александра Плешакова говорится, что вопрос "конкретной оценки и стоимости бизнеса авиакомпании, в том числе и в контексте консолидации", еще не рассматривался. Таким образом, акционеры авиакомпании явно не согласны с ее продажей за 1 руб. и рассчитывают еще как минимум на переговоры.
Цены на взлете
В "Трансаэро" уверяют, что проблемы авиакомпании никак не повлияют на ее пассажиров. Однако партнеры перевозчика в растерянности и ждут худшего. "Аэрофлот" уже начал проводить встречи с туроператорами и агентами по продаже билетов, которые работают с "Трансаэро", сообщили "Ъ" участники туррынка. Один из них говорит, что представители "Аэрофлота" интересуются, вовремя ли партнеры "Трансаэро" перечисляют средства, обсуждаются и ее чартерные программы. По словам вице-президента Ассоциации туроператоров России Дмитрия Горина, пока разговоры "носят консультативный характер". В "Библио Глобусе" "Ъ" уточнили, что обсуждают "выполнение текущих обязательств и договоров на зимний период". Представитель Ростуризма Ирина Щеголькова заявила "Ъ", что ведомство пока не принимает участия в этих обсуждениях, а в "Аэрофлоте" факт переговоров вообще опровергают.
По оценкам господина Горина, под перевозку туристов отводилось 50-60% рейсов "Трансаэро", тогда как у "Аэрофлота" этот показатель не превышал 15%. Среди активов авиакомпании есть небольшой собственный оператор "Трансаэро тур" (финансовое обеспечение — 30 млн руб.). По оценкам Российского союза туриндустрии (РСТ), возможная "реструктуризация" этой компании вряд ли серьезно повлияет на ситуацию в отрасли. Ее участники опасаются другого: после консолидации бизнеса "Трансаэро" "Аэрофлотом" может вырасти стоимость перевозок.
Так, цена билета у "Аэрофлота" в Бангкок в этом сезоне была на 24% выше, чем у "Трансаэро", в Ларнаку — на 42%, поясняет представитель РСТ Ирина Тюрина. "Очевидно, что "Аэрофлот" никогда не пойдет на резкое снижение цен",— полагает она. По прогнозам госпожи Тюриной, в непростом положении могут оказаться "Библио Глобус" и "Натали турс", чья полетная программа была почти полностью ориентирована на "Трансаэро". В самих компаниях беспокойства пока не высказывают. "С учетом объема нашего турпотока (2,5 млн человек в год) навстречу будут готовы пойти многие авиакомпании",— заверили в "Библио Глобусе". Гендиректор другого крупного партнера "Трансаэро" — НТК "Интурист" — Виктор Тополкараев сообщил, что компания пока не заключила договоров на зимний период, поскольку "сейчас сложно прогнозировать турпоток на том или ином направлении". По мнению госпожи Тюриной еще одной проблемой могут стать туроператоры-должники. "Некоторые накопили значительные долги перед "Трансаэро", но продолжали сотрудничать, как будет теперь решаться их судьба — непонятно",— рассуждает она.
Роста тарифов опасаются и агенты по продаже авиабилетов. Снижение уровня конкуренции в любом случае предполагает ухудшение условий, поясняет глава Biletix.ru Александр Сизинцев. С этим соглашаются и в Aviasales, отмечая, что "Трансаэро" традиционно представляет самые доступные тарифы — например, в Барселону, Нью-Йорк и Ереван.