«Главный клиент частной камеры — человек работящий»
В России могут появиться частные тюрьмы
ВИП-зэков в частных тюрьмах не будет. Курортные условия в первую очередь предложат заключенным с рабочими профессиями. Пенитенциарную систему в России хотят дополнить тюрьмами под управлением частных предпринимателей. Так, по замыслу инициаторов, решатся сразу три проблемы: бизнесмены получат рабочую силу, государство избавится от финансового бремени, а заключенные будут жить в комфортных, почти санаторных условиях. Предполагается, что в частных учреждениях будут предоставлять даже услуги по индивидуальному запросу осужденных. Расплачиваться за сервис, как принято и на воле, они будут из собственного кошелька. Подробности — у Светланы Беловой.
Апельсиновый фреш на завтрак и расслабляющий массаж перед сном — такими, возможно, скоро станут будни российских заключенных. По крайней мере, в частных тюрьмах будет возможность заказать подобные услуги. Санаторий за решеткой обещают в первую очередь старикам, женщинам и детям. Но главный клиент частной камеры — человек работящий, пояснил член Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний Владислав Гриб.
«Это будет только для несовершеннолетних, женщин, инвалидов, лиц пожилого возраста, а также для лиц, которые готовы работать на конкретных объектах, на конкретных производствах, если они обладают рабочей специальностью — токарь, фрезеровщик и так далее. У наших "элитных" заключенных обычно специальность "экономист", "менеджер", "бухгалтер" или "предприниматель". Такие рабочие руки мало кому понадобятся», — рассказал Гриб «Коммерсантъ FM».
От системы частных тюрем, по мнению разработчиков проекта, выиграют буквально все. Во-первых, освободятся земли, которые занимают колонии и СИЗО. Часто это огромные участки в центре мегаполисов. Их сразу же разберут девелоперы. Во-вторых, государство избавится от расходов на содержание этих ветхих зданий, обеспечение противопожарной безопасности и коммуникаций. Заключенные же получат новенькие комфортабельные камеры, а бизнесмены — рабочие руки.
Этот принцип уже несколько десятилетий используют, например, в Америке. Сейчас там две крупные частные компании — Corrections Corporation of America и GEO Group — управляют 120 тюрьмами, в которых содержится около 140 тыс. человек. Это около 6% от общего числа заключенных в США. Практически это сеть многопрофильных предприятий. Заключенные производят сотни видов товаров. Их труд, например, используют — напрямую или через подрядчиков — такие компании как Microsoft, Victoria's Secret, Starbucks. Частные тюрьмы даже снимают рекламные ролики. Основатель Inside Out Inc. Джоан Лобделл поясняет преимущества работы с заключенными.
«В нашей стране не хватает людей, которые добровольно занялись бы такой работой, так что мы возрождаем промышленность, которая уже начала умирать. Мы нашли идеальное решение — организовать производство прямо в тюрьмах. У наших рабочих не возникает таких вопросов, как с кем оставить ребенка. Они всегда здесь и готовы трудиться», — рассказывает Лобделл.
В Америке сложилась практика, когда пожилые преступники, слабые или больные сидят в федеральных тюрьмах, а молодых и сильных отправляют в частные учреждения. По данным на прошлый год, такой контингент заработал для бизнесменов больше $3 млрд выручки. Частные тюрьмы в США даже участвуют в торгах на Нью-Йоркской фондовой бирже, как крупные коммерческие компании.
Этот большой бизнес, скрытый за решетками, уже диктует государству свои заказы. Известно, что за последнее десятилетие управляющие компании потратили $45 млн на лоббирование своих интересов в законодательных органах. Они добились ужесточения мер против рецидивистов, против нарушителей миграционного законодательства и тому подобного, чтобы тюрьмы Америки пополнялись свежими силами.
Правозащитники неоднократно ставили вопрос и об эффективности управления частными тюрьмами. Три года назад, например, разгорелся скандал, когда группа заключенных из Айдахо подала на компанию ССА в суд, заявив, что контроль над тюрьмой фактически передан сидящим там же бандитам. Неквалифицированный персонал — одна из главных проблем частных тюрем, подтвердила член Общественной наблюдательной комиссии Дина Латыпова.
«Сюда набираются абсолютно не профессионалы, которым дают палку в руки, которые ничем не ограничены в законе. Там процветает коррупция, беспредел. Поскольку это частные тюрьмы, они не охраняются государством. Правозащитники из Европы говорят о том, что эти тюрьмы не контролируемы», — рассказала Латыпова «Коммерсантъ FM».
В России создание частных тюрем пока только обсуждается, но в соседнем государстве – Казахстане — власти уже разрешили строительство четырех таких учреждений. На постсоветском пространстве это будет первый опыт. Астана ищет инвесторов, готовых вложить деньги в эксперимент. Строительство одной частной тюрьмы обойдется бизнесменам в 18 млрд тенге. Это около $80 млн.