Все еще слезам не верит
Ко Дню города выходит фильм "Москва никогда не спит"
Премьера кино
В преддверии Дня города в прокат вышла картина "Москва никогда не спит", снятая режиссером-экспатом ирландцем Джонни О`Райлли с русской командой актеров. Грустную копродукцию про то, как тяжело живется москвичам, посмотрела ЕЛЕНА КРАВЦУН.
На премьере представлять картину вышла чуть ли не вся съемочная группа. Режиссер Джонни О`Райлли сбивчиво на ломаном русском просил прощения у собравшейся публики, что на фуршете нет ирландского виски, хотя фильм-то про Москву. Но этот же напиток или хотя бы рому требует в картине и герой Михаила Ефремова от сожительницы Любы, забывшей проставиться ко Дню города. Из-за чего ему приходится прямо-таки давиться водкой — ситуация для среднестатистического россиянина фантастическая, но таких в фильме О`Райлли случается мало. "Москва никогда не спит", по словам режиссера, должна стать ответом на вопрос: почему он сам здесь живет уже 12 лет. Отвечать ирландец решил не новеллами в духе "Париж / Нью-Йорк, я люблю тебя", а в жанре драмы, что уже само по себе показательно. И хотя актриса Анастасия Шалонько голосом заправской пионерки попыталась сказать, что фильм призван продемонстрировать Москву современным мегаполисом наряду с мировыми центрами, а не мрачным городом с медведями и балалайками, впечатление картина оставляет противоположное. В итоге у команды получились этакие межсезонные "Елки" с коптевской гопотой и без воодушевляющих чудес, полный контраст приглаженной Москве из фестивального хита — комедии Анны Меликян "Про любовь".
По О`Райлли получается, что Москва — город, конечно, красивый, особенно в лучах рассветного солнца (спасибо операторской работе Федора Лясса), но живущие тут люди — сложные и никуда не годятся. Ни один его герой высокими человеческими качествами не блещет, более того, за них порой становится стыдно и противно. И тут режиссера, интервью с которым в прямом эфире на канале Life News, где он попытался поздравить с Днем кинематографиста Олега Сенцова и выразить слова поддержки, быстро свернули, вряд ли стоит винить.
В фильме, название которого полностью совпадает с некогда популярным синглом DJ Smash "Moscow Never Sleeps", переплетены судьбы пяти героев. Недавний Коля из "Левиафана" — Алексей Серебряков играет жесткого бизнесмена Антона, которому эффектнее всего удается посылать своих конкурентов в жопу, чем он и пользуется при каждом удобном случае. Однако вести дела в современных условиях с таким норовом непросто, прежние договоренности и схемы рушатся. Партнеры припирают Антона к стенке со словами "Указания как приходили сверху, так и приходят, не нравится — поезжай в Лондон" и вежливо с помощью нагрянувшей откуда не ждали налоговой и спецназом отжимают бизнес. Поэтому Антону все равно приходится уезжать, только в Нью-Йорк — тут странным образом прослеживается судьба и самого актера Серебрякова, давно выбравшего для ПМЖ Канаду. Таких странных параллелей между перипетиями героев и жизнью самих актеров в фильме О`Райлли немало, хотя он настаивает, что эти сюжетные ходы рождались-де случайно.
Вместо бизнеса у экранного Антона остается любимая женщина, начинающая, но явно безголосая певичка Катя (Евгения Брик). Правда, ей от Антона нужна лишь "нормальная жизнь", чего ей не мог дать мужчина из прошлого — кучерявый и растяпистый Илья, которого играет Олег Долин. Играет настолько невозмутимо, что у бедного героя одинаково унылое выражение лица в любой ситуации: смерть отца, встреча с любимой — все одно. Как и у сводных сестер-подростков Ксюши и Леры, одна из которых уже вовсю обрабатывает падких на юное тело мужчин среднего возраста, а другая тайком выслеживает своего настоящего отца. Самая большая актерская удача в этом фильме у Юрия Стоянова: умирающего в больнице комедийного ведущего, который всю жизнь драматично разрывается между двумя любимыми женщинами, для потехи похищают окраинные маргиналы. Но и у его героя шансов вырваться из обыденной реальности живым нет, потому что, как говорит один второстепенный герой, "Москва — тюрьма, но мы ее любим. А как сбежать? Дать взятку надзирателю".