«Главную ответственность за крушение малайзийского Boeing несет Украина»

МИД РФ подкрепил свою позицию решением суда Берлина

Недавнее решение немецкого суда по иску берлинского бюро журналистских расследований Correctiv против МИД ФРГ относительно угрозы полетам гражданской авиации над востоком Украины подтверждает ответственность Киева за крушение малайзийского Boeing 777. Об этом заявила в четверг официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. Она также рассказала, что Россию отстранили от «существенного участия» в расследовании трагедии, и выступила резко против идеи создания международного трибунала.

Фото: Александр Чиженок, Коммерсантъ

На традиционном еженедельном брифинге в числе прочих тем Мария Захарова затронула расследование крушения 17 июля 2014 года в небе над Донецком малайзийского Boeing 777. Тогда, напомним, погибли все находившиеся на борту 298 пассажиров и членов экипажа. По мнению госпожи Захаровой, ответственность за происшедшее лежит на Украине. При этом к традиционным доводам российской стороны добавился еще один.

Госпожа Захарова напомнила, что в конце августа берлинский суд постановил: МИД ФРГ должен рассекретить сведения о том, что знал о риске для полетов гражданской авиации над Донбассом, однако не предпринимал никаких действий в этой связи. По данным немецкого бюро журналистских расследований Correctiv, еще 14 июля 2014 года украинские власти известили послов западных государств, что интенсивность воздушных боев в районе конфликта существенно возросла.

Мария Захарова, впрочем, обратила внимание на бездействие Украины, а не Германии. По ее мнению, решение берлинского суда «подтверждает правоту нашего (властей РФ.— “Ъ”) давнего тезиса о том, что главную ответственность за крушение малайзийского Boeing несет государство—место событий, а именно Украина, власти которой не закрыли воздушное пространство над зоной боевых действий». «Речь, таким образом, идет о допущенной украинскими властями преступной небрежности при решении вопросов организации воздушного сообщения над своей территорией, которая и стала результатом несоблюдения Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1947 года»,— отметила представитель МИДа. И резюмировала: «Важно, что суд одного из ведущих западных государств не смог не признать ответственность Украины за инцидент с Boeing».

Кроме того, госпожа Захарова рассказала, что Россию отстранили от существенного участия в расследовании крушения Boeing. «Российским специалистам, по сути, отказано в равноправном и полном доступе к материалам, которые имеются у международной группы по техническому расследованию и у международной следственной группы»,— сказала она на брифинге.

Представитель МИДа также напомнила, что предложения РФ об организации максимально прозрачного международного расследования крушения малайзийского Boeing были заблокированы. В то же время создание международного трибунала по трагедии с Boeing назвала «преждевременным и контрпродуктивным». «Имеющиеся примеры созданных по главе 7 Устава ООН международных трибуналов подтверждают, что их деятельность неэффективна, высокозатратна, крайне непродуктивна, носит крайне политизированный характер»,— пояснила госпожа Захарова.

Напомним, 29 июля в Совбезе ООН состоялось голосование по созданию трибунала, целью которого заявлено «наказание лиц, ответственных за совершение преступлений», связанных с трагедией в небе над Донецком. Три страны воздержались (Ангола, Венесуэла и Китай), а Россия проголосовала против.

По итогам голосования авторы инициативы по созданию трибунала объявили, что будут искать иные способы привлечь к ответственности виновных в крушении самолета. Среди возможных вариантов — трибунал, созданный при участии пяти стран (Малайзии, Австралии, Нидерландов, Бельгии и Украины), создание суда путем соответствующего решения Генассамблеи ООН (там у России нет права вето, а решения принимаются большинством голосов, однако носят необязательный характер), а также разбирательство в суде одной из заинтересованных стран.

Корреспондент “Ъ FM” Владимир Расулов с брифинга: «Российская сторона по-прежнему считает, что у международной группы по расследованию гибели малайзийского Boeing рейс МН-17 присутствует слабая доказательная база. И действительно российских специалистов технических, в общем-то, в большей части пока отстраняют от полного расследования этой трагедии. В частности им отказано в доступе к большей части материалов, которые уже имеются у международной группы по техническому расследованию и международной следственной группы. По словам Марии Захаровой, Украина по-прежнему не предоставила также записи переговоров военных авиадиспетчеров, которые работали в тот день, когда разбился малайзийский Boeing». Читайте подробнее

Павел Тарасенко


Что известно о катастрофе Boeing спустя год

В Донбассе 17 июля прошли траурные мероприятия по случаю первой годовщины со дня крушения Boeing 777. Руководители ДНР воспользовались случаем, чтобы напомнить украинским властям о неотвратимости наказания. В Киеве и на Западе, однако, по-прежнему уверены: ответственность за гибель 298 человек лежит на бойцах ДНР. Эксперты от комментариев по поводу того, кто из конфликтующих сторон прав, по-прежнему воздерживаются. Читайте подробнее

«Алмаз-Антей» представил свою версию катастрофы Boeing 777

2 июля представители концерна ВКО «Алмаз-Антей» представили свою версию катастрофы Boeing 777. Проведя анализ повреждений малайзийского самолета, специалисты утверждают, что он рухнул из-за попадания ракеты 9М38М1 комплекса «Бук-М1», состоящего на вооружении Минобороны Украины. В США заявили, что этой информации не верят. Концерн готов пойти на эксперимент, подорвав такую же ракету у списанного Boeing 777. Читайте подробнее

Вся лента