«ТольяттиАзот» ответил на письмо
Предприятие отрицает причастность к скандалу вокруг судьи
ОАО «ТольяттиАзот» вчера официально заявило, что не причастно к скандалу вокруг поддельных письма судьи Арбитражного суда Москвы Ларисы Шевелевой и запроса депутата Госдумы Яна Зелинского в Генпрокуратуру. Материалы о появлении фальшивых документов были опубликованы в начале этой недели в ряде СМИ, которые связали появление поддельных документов с делом «ТольяттиАзота», в котором компания оспаривала доначисление более 321 млн руб. налогов. В удовлетворении иска было отказано решением судьи Шевелевой.
Вчера ОАО «ТольяттиАзот» (ТоАЗ) распространило заявление относительно скандала вокруг поддельных письма судьи Арбитражного суда Москвы Ларисы Шевелевой и запроса депутата Госдумы Яна Зелинского в Генпрокуратуру.
«В последние дни в СМИ и на ряде интернет-ресурсов появились материалы, в которых говорится про подделку обращений судьи Арбитражного суда города Москвы Ларисы Шевелевой в адрес генерального прокурора РФ Юрия Чайки и депутата Госдумы Яна Зелинского. В этих материалах в качестве участника одного из судебных процессов, рассматриваемых судьей Ларисой Шевелевой, упоминается ОАО «ТольяттиАзот» и сообщается, что компании может быть выгоден скандал вокруг судьи», — говорится в официальном сообщении ТоАЗа.
Материалы о подделке письма судьи Ларисы Шевелевой и запроса депутата Яна Зелинского появились в начале этой недели в ряде СМИ. В фальшивом документе госпожа Шевелева сообщала, что заместитель председателя Верховного суда Олег Свириденко якобы оказывал на нее давление при рассмотрении исков, связанных с АО «ЛСР. Недвижимость-М», ОАО «ТольяттиАзот» и ГУП «Экотехпром», и она «не смогла принять сторону закона». В свою очередь, депутат Зелинский якобы просил Юрия Чайку проверить факты, изложенные судьей, и провести надлежащее расследование. Запрос парламентария также оказался поддельным.
В связи с появлением фальшивых документов Лариса Шевелева написала заявление председателю СКР Александру Бастрыкину. По словам судьи, никаких писем в адрес господина Зелинского она не направляла и не подписывала. Лариса Шевелева попросила господина Бастрыкина принять меры к установлению и привлечению к ответственности всех лиц, виновных в фальсификации ее обращения.
Тольяттинское предприятие упомянуто в СМИ в контексте скандала с судьей в связи с судебной тяжбой из-за доначисления ОАО почти 400 млн рублей налоговых недоимок. Изначально иск был отклонен Московским арбитражным судом, но затем апелляционной инстанцией возвращен на новое рассмотрение.
«ОАО „ТольяттиАзот“ заявляет, что не имеет никакого отношения ни к обращениям судьи Ларисы Шевелевой, ни к публикации сканов и материалов, сообщающих об этих обращениях. Компания „ТольяттиАзот“ воспринимает публикации, в которых утверждается, что подделка документов могла быть выгодна компании, как порочащие и наносящие вред деловой репутации компании и ее руководству. ОАО «ТольяттиАзот» рассматривает ситуацию как провокацию и часть заказной информационной кампании против предприятия», — заявили на ТоАЗе. В свою очередь, в «Уралхиме» „Ъ“ вчера сообщили что, что «хотя никаких фактов, подтверждающих причастность мажоритарных акционеров „ТольяттиАзота“ к этой истории нет, но мы считаем, что у них (ТоАЗа. — „Ъ“) был прямой мотив для давления на судебный процесс».
Корпоративный конфликт между ОАО «ТольяттиАзот» и его миноритарием ОАО «ОХК „Уралхим“» (владеет 9,74 % акций) развивается последние несколько лет. Миноритарий неоднократно оспаривал различные сделки и решения ТоАЗа в судах, а в конце 2011 года обратился с заявлением в правоохранительные органы. 10 февраля 2012 года следственный отдел по городу Тольятти СУ СКР по Самарской области возбудил уголовное дело «по факту воспрепятствования» ОАО «ТольяттиАзот» доступу миноритарного акционера к документам компании. Однако в ноябре 2013 года дело было прекращено «за отсутствием состава преступления».
Тогда, в декабре 2012 года, «Уралхим» добился возбуждения еще одного уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»). По версии следствия, в 2008–2011 годах «лица, принимающие управленческие решения» разработали и реализовали схему, при которой ТоАЗ поставлял продукцию на экспорт по заниженным ценам, в результате чего миноритарные акционеры якобы «лишились значительной части дивидендов» — не менее $550 млн. Расследование этого уголовного дела продолжается.
На ТоАЗе же говорили, что рынка аммиака не существует. «К сожалению, следствие не слышит доводов защиты о том, что мировые цены на аммиак не устанавливаются на биржевых торгах, как, например, цены на нефть. Кроме того, „ТольяттиАзот“продает свою продукцию конечным покупателям через трейдера, которому достается часть прибыли — и это тоже основа бизнеса крупных производителей. Однако объективные экспертизы цен на экспортируемую „ТольяттиАзотом“ продукцию самим следствием так и не проведены, а „Уралхим“ попросту манипулирует с методиками ценообразования», — рассказали на заводе.
Ранее председатель совета директоров ОАО «ТольяттиАзот» Сергей Махлай обвинил миноритарного акционера в попытке рейдерского захвата, сославшись на разговор с владельцем «Уралхима» Дмитрием Мазепиным. Последний якобы угрожал господину Махлаю организацией уголовного преследования против него и других топ-менеджеров «ТольяттиАзота» в случае, если тольяттинский бизнесмен не согласится на условия «Уралхима» по продаже предприятия.
Официально самарское облправительство ситуацию вокруг ТоАЗа не комментирует. «Мы, конечно, следим, что происходит с одним из крупнейших налогоплательщиков региона. Нас это не может не беспокоить. То, что я вижу, говорит о попытке поглощения одной компанией другой. Остается надеяться, что конфликт войдет в рамки правового поля, а область не лишится столь значимого завода», — заявил собеседник „Ъ“ в правительстве региона.