Оборона просит не гнать
Промышленники предлагают отложить новый закон о гособоронзаказе на полгода
Вчера в Нижнем Новгороде прошло выездное заседание комитета Госдумы РФ по обороне. Главной темой обсуждения стали поправки к закону «О государственном оборонном заказе», которые вступили в силу 1 сентября 2015 года. Изменения призваны усилить контроль над расходованием военного бюджета страны. Руководители нижегородских оборонных предприятий в один голос заявили, что изменения приведут к срыву гособоронзаказа (ГОЗ), и просили отложить исполнение закона до 1 января 2016 года, доработав его. Однако столичные гости дали понять, что отредактировать закон получится не раньше чем через год, и призвали оборонщиков внимательнее его читать и учиться работать в новых условиях.
После вступительных речей членов президиума председатель комитета Госдумы по обороне Владимир Комоедов дал слово представителям оборонных предприятий Нижегородской области, предложив высказать свою позицию по поправкам, принятым к закону о ГОЗе. Напомним, эти изменения, в частности, обязывают исполнителей ГОЗа все расчеты по этим контрактам проводить со специальных счетов в уполномоченных госбанках, при этом операции по таким счетам ограниченны.
Генеральный директор Арзамасского приборостроительного завода Олег Лавричев отметил, что принятые поправки призваны существенным образом изменить систему финансирования оборонного заказа и его исполнения, но предприятия, банки и профильные федеральные министерства оказались к этому не готовы: «Например, наше предприятие, как это положено по новому закону, зарезервировало более 100 счетов в банках, но из-за недоработок в законодательстве мы не можем ими воспользоваться и перечислить деньги нашим поставщикам. В результате могут возникнуть проблемы с исполнением заказа». Заместитель генерального директора по финансам авиастроительного завода «Сокол» Алла Нуйкина указала, что длительные сроки исполнения контрактов требуют привлечения кредитов, а по новым условиям это невозможно: «В законе прописано, что мы не имеем права направлять поступившие по ГОЗу средства на погашение кредитов. То есть ряд пунктов закона противоречит друг другу: привлекать кредиты можно, а обслуживать — нельзя». По словам директора ОАО НИТЕЛ Сергея Самойлова, предприятие уже столкнулось с первыми сложностями: «По новому закону для каждого соисполнителя ГОЗа необходимо заводить отдельный счет. Таким образом, для оборонного предприятия количество счетов возрастает в десятки раз, а для тех, с кем оно заключает контракты, — в тысячи. В результате промышленные предприятия, с которыми мы работаем и у которых доля контрактов по ГОЗу составляет 5–10%, просто откажутся от них. А мы останемся без комплектующих и не выполним ГОЗ». Руководитель одного из нижегородских НИИ вообще заявил, что поправки оказались более губительными, чем введение санкций. «Переход на импортозамещение нам дался проще, чем подготовка к новому закону. Работу по ГОЗу нужно сделать стабильной, а не менять схему каждый год и не осложнять ситуацию введением дополнительного документооборота. Не все предприятия работают одинаково, поэтому давайте применять меры контроля над расходованием средств к тем, кто уже срывал ГОЗ», — предложил промышленник.
Выслушав негодования оборонщиков, заместитель директора ФГУП ЦНИИ «Центр» (специализируется на создании информационно-аналитических систем для органов госвласти и промышленных предприятий) Павел Кравченко заявил, что «закон принят и его необходимо исполнять». «В законе прописана масса инструментов, с которыми можно работать и минимизировать все потери, о которых вы говорите. Все нормативно-правовые и подзаконные акты, которые должны были принять Минобороны и ЦБ, появятся в ближайшее время. Все банки, которые сотрудничают с предприятиями по новому закону, заверили нас, что готовы к работе. И в целом пути решения всех перечисленных проблем есть. Да, есть и недоработки, но не в таком масштабе, о котором вы говорите», — сообщил господин Кравченко.
«Все напуганы, но все понимают, что изнасилования не избежать, — начал свое выступление председатель комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко. — Поэтому нужно помочь промышленникам сориентироваться в ситуации. Тем не менее закон появился не на пустом месте, его никто не выдумывал, его создали мы сами, потому что все воруют». По словам Сергея Собко, есть оборонные предприятия, которые срывают выполнение ГОЗа, а «огромные деньги тратятся неизвестно куда». «Главнокомандующий долго терпел, до тех пор, пока не стало ясно, что разворовывается половина денег в стране. Поэтому было принято решение, что средства, выделяемые на оборону, должны быть „окрашены“. Закон не отменят — не надо иллюзий. Путин дал понять, что государевы деньги нужно беречь. А происходящие изменения нужно пережить», — заключил господин Собко, пообещав попытаться внести поправки к законопроекту и дать возможность предприятиям разобраться с хозяйственными делами. Однако зампред комитета по обороне Светлана Савицкая заметила, что в течение года после принятия править закон не дадут ни президент, ни правительство. По окончании мероприятия Владимир Комоедов подтвердил журналистам, что корректировка закона возможна, но для этого депутатам придется наработать статистику по необходимым изменениям, на что уйдет не меньше года.