«У нас каждая компания может стать маленьким AliExpress»

Россияне станут быстрее получать онлайн-заказы из Китая

Посылки из китайских онлайн-магазинов в Россию будут идти в два раза быстрее — семь дней вместо двух с лишним недель. Об этом в Пекине 3 сентября договорились гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов и президент «Почты Китая» Ли Гохуа. Они подписали соглашение, которое подразумевает запуск двух новых проектов. В рамках первого почтовые службы намерены цеплять вагоны с посылками к пассажирским и грузовым поездам, которые едут из Москвы в Пекин. Ранее почта из Китая доставлялась в Россию только с помощью воздушного или автомобильного транспорта. Согласно второму проекту, отправления в Россию будут проходить приоритетную обработку в китайских логистических центрах. Председатель Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Светланы Токаревой.

Фото: Денис Вышинский, Коммерсантъ

— Как вы оцениваете эти заявления, вполне реально все это осуществить сейчас?

— Да, вполне реально, я бы даже сказал, ожидаемо. Дело в том, что поток увеличивается постоянно, а тут есть закон логистики: если посылок очень много в штуках, то, соответственно, наполнение всех этих посылок позволяет снижать себестоимость. Раз себестоимость мы снижаем, значит, можно думать о каких-то более энергичных ходах, у нас появляются возможности, условно говоря, представьте себе такую ситуацию: у нас одна посылка, если мы ее везем каким-нибудь паровозом, значит, стоимость доставки этой посылки — по цене прогона паровоза. Если этих посылок мы везем две, то, соответственно, ровно та же сумма, но она теперь на две посылки у нас разделена, и себестоимость в два раза ниже и так далее. А если этих посылок 1 тыс., то мы можем занять много паровозов.

— Но почему эти возможности не рассматривались раньше?

— Не было такого накопления. У нас в прошлом году произошел некий перелом на «Почте России», дело в том, что объемы входящего международного трафика впервые в истории превысили объемы внутрироссийских перевозок. У нас было 70 с маленьким хвостиком миллионов международных посылок, «Почта России» обработала, и около 63 млн, я могу немножко ошибаться, по памяти — это на месте посылки, местные. Такая разница, а сейчас «международка» растет быстрее, чем внутренний рынок.

— Как это соглашение повлияет на российский рынок интернет-торговли?

— Прежде всего хотелось бы, чтобы российские компании обратили внимание на возможности «Почты России», потому что сегодня большинство компаний не умеет пользоваться услугами «Почты России». У меня несколько лет назад была такая статья с очень длинным и нескладным названием «Научись работать с почтой или умри». Но, тем не менее, дело обстоит именно так. Если не научитесь работать с почтой и будете пользоваться Москвой, Петербургом и окрестностями, и городами-миллионниками, условно говоря, не идя в регионы, значит, ребята, как бы это сказать, денег вы не соберете, вам тут особо нечего ловить, вы будете всегда в ситуации жесточайшей конкуренции работать с маленькими объемами и так далее. Большие объемы и большие деньги в стране целиком, и тут есть парадокс, что какая-нибудь китайская компания, какой-нибудь AliExpress в регионах известен намного больше, намного лучше любой российской марки.

— Если говорить о перспективах, как вы считаете, получится ли у китайцев вытеснить с российского рынка онлайн-торговли eBay, например?

— Думаю, что нет. Такая задача вряд ли ставится. У eBay есть масса своих козырей и своих преимуществ, и развиваются они достаточно успешно, я бы сказал. Может быть, рост будет не такой стремительный, как у китайских компаний, но, тем не менее, очень достойные показатели.

--- А этот поворот на Восток российскому потребителю на руку?

— Потребителю — однозначно. Для интернет-продавцов возникают некоторые проблемы, надо признать, но все эти истории с международной посылочной торговлей, у нас же сейчас будет разрешен экспорт посылок, чего не было никогда в истории российской почты, что называется, от Царя-гороха до наших дней, у нас появилась возможность экспорта посылок — это открывает гигантские возможности и для интернет-магазинов в меньшей степени, и в большей степени для производителей.

— А чем это чревато?

— Для нас это чревато тем, что мы, наконец, сможем продавать свои товары напрямую, минуя торговые сети, заведомо недорого для конечного потребителя, у нас каждая компания может стать маленьким AliExpress.

— Это мы сейчас с вами говорим о плюсах, а я, скорее, спрашивала о минусах.

— А я не вижу негатива. Если мы с вами как потребители довольны, то, в общем, для чего все делается? Все делается для потребителя. Если какие-то отечественные интернет-магазины не сумеют, не найдут способа противопоставить этому что-то, например, более высокий сервис обслуживания, какие-то внутренние логистические показатели, они как менее эффективные уйдут, но мы как потребители, опять же, не пострадаем от того, что будем работать с эффективными магазинами и покупать дешевые товары — кому будет хуже?

— А целом объем интернет-торговли сейчас вырос в разы, учитывая экономическую ситуацию, правильно я понимаю?

— В денежном выражении, поэтому в денежном выражении даже неинтересно считать, потому что это уже не какой-то показатель инфляции, там курс то падает, то опять растет, это не очень такой показатель. А если считать в штуках, в продажах, есть, с чем сравнить продажи в штуках. Продажи в штуках растут, растет и внутренний рынок, но не очень сильно. А он растет за счет того, что просто покупатель выбирает из форм продажи, это общемировая тенденция — покупателей-онлайн становится все больше и больше. Даже если бы онлайн-торговля сейчас сидела, ничего не делала для этого абсолютно, то количество онлайн-покупателей росло бы. Так и происходит, собственно говоря: там есть какой-то микроскопический рост при общем очень серьезном падении торговли, онлайн растет, а международные посылки растут более быстрыми темпами, конечно.

Вся лента