«Свободные порты — очень необходимая вещь»
Президент выступил за особый таможенный режим во всех узловых гаванях Дальнего Востока
Все узловые гавани Дальнего Востока должны стать свободными портами. С таким предложением выступил Владимир Путин на Восточном экономическом форуме. Режим беспошлинного ввоза и вывоза товаров с 12 октября начнет действовать в порту Владивостока. Право порто-франко также предполагает создание единого контролирующего органа и системы электронного декларирования грузов.
Как заявил Владимир Путин, особый таможенный режим стоит распространить на все ключевые порты Дальнего Востока. Это будет способствовать экономическому развитию региона, уверен президент.
«Мы рассчитываем, что эти меры позволят сформировать мощный транспортный, а в перспективе и индустриальный узел, ориентированный не только на потребности Дальнего Востока, но и всего АТР. Он должен дать стимул для развития международной торговли, раскрыть большой потенциал, который сосредоточен на юге нашего Дальнего Востока. Серьезный интерес к использованию возможностей свободного порта Владивосток проявляют наши западноевропейские, японские, корейские, китайские партнеры. Для них это прямой, кротчайший, а, значит, самый экономически эффективный выход на международные морские пути», — подчеркнул Путин.
Создание нескольких свободных портов на Дальнем Востоке может стать стимулом не только для крупных торговых компаний, но и для малого бизнеса. Это отметил генеральный директор Bedford Group Владимир Ворошилов.
«Эта мера много раз подтверждалась во всем мире. Порты, которые имели такую возможность, становились центром экономической и, в конце концов, культурной жизни. Это очень необходимая вещь, чтобы жители этого региона могли развивать не только какие-то государственные программы, а чтобы бизнес начинался с низов, когда любой человек, который хочет заняться бизнесом, будет иметь более легкое налогообложение и различные варианты приглашения и иностранцев со своим опытом и средствами», — пояснил Ворошилов «Коммерсантъ FM».
И товары, и инвестиции пойдут в порты Дальнего Востока, только когда будут улучшены условия транзита грузов через Россию, уверен основатель Института региональной политики Булат Столяров. Кроме того, особые условия на территориях свободных портов могут помешать промышленникам на территориях опережающего развития, отметил эксперт.
«Тема про портовую экономику для траектории экономического развития Дальнего Востока важна, и ей надо заниматься. Правда, развивая портовые мощности, надо смотреть, а что дальше. А дальше у нас крайне медленная и крайне неэффективная инфраструктура РЖД. Этим тоже надо заниматься. Безусловно, те, кто хочет развивать транзитный потенциал Дальнего Востока и развивать грузооборот портов, потенциально находится в стратегическом конфликте с теми, кто хочет размещать промышленные производства этих же товаров на территории Дальнего Востока», — подчеркнул Столяров.
На Восточном экономическом форуме также обсуждается создание девяти территорий опережающего развития на Дальнем Востоке.