«Западная Европа проспала ситуацию с интеграцией мигрантов»

Глава фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин в интервью «Ъ FM»

Почему беженцы с Ближнего Востока стремятся в Западную Европу? Какие минусы есть в миграционной политике европейцев? И грозит ли России такой наплыв мигрантов? На эти и другие вопросы ведущему «Коммерсантъ FM» Петру Косенко и обозревателю радио новостей Константину Эггерту ответил президент фонда «Миграция XXI век» Вячеслав Поставнин в рамках программы «Вечер».

Фото: Сергей Бобылев, Коммерсантъ

«Против мигрантов больше всего выступают сами приезжие»

Вячеслав Поставнин о настроениях против мигрантов: «Это объективная реальность или данность, которую надо понять и привыкнуть. США в этом пути прошли больше и дальше всех. Они, чтобы избежать этой ситуации, выступают за этническое многообразие, чтобы ни одна из каких-то наций или религий не превалировала в среде американского сообщества, воспитывают толерантность. Среди коренных европейцев, кстати, достаточно лояльные и толерантные настроения. Кто основной противник? Праворадикальные партии и, как ни странно, бывшие мигранты. Но это было всегда».

О миграционной политике в Европе: «Западная Европа проспала ситуацию с интеграцией и адаптацией мигрантов. Она спохватилась, признала свои ошибки и начала проводить эти программы. Французы в этом плане отстали больше всех. Французское общество самое консервативное. Оно даже не принимает в себя мигрантов в третьем поколении, они все еще остаются для них чужими. Это самое консервативное общество. Миграцию остановить нельзя. Кто это быстрее поймет и осознает, начнет принимать меры, тот и победит».

О миграционной политике в Великобритании: «Это прагматичная страна и в области миграции. В тот момент, когда расширился ЕС, приняли сразу много стран, все страны ввели разрешение на работу, кроме Великобритании. И тогда общественность возмутилась, что много приедет. Правительство сказало, мол, не волнуйтесь, приедет совсем мало. Приехали больше 1 млн человек работать. Таким образом они сняли практически все сливки с Польши, Чехии, стран Прибалтики. Они получили квалифицированных, молодых ребят. Они решили свои многие проблемы. Прагматики. Просто обманули старуху-Европу».

«Число мигрантов в России не сократилось, а даже увеличилось»

Вячеслав Поставнин о численности мигрантов в России: «Их число не сократилось, даже увеличилось. Был спад, это было в начале года. Это было в большей степени связано со вступлением в силу нового миграционного законодательства, которое было не понятно мигрантам, переход на патентную систему. Люди просто уехали и ждали, когда это все устаканится. Сейчас количество даже зарегистрированных мигрантов увеличилось. Куда им ехать? Других доходов у них просто нет. Они будут ездить пока сюда».

Специальный корреспондент агентства «РИА Новости» Дмитрий Виноградов о ситуации в Будапеште: «Уже больше 3 тыс. беженцев, мне кажется, зависит от того, как считать. На вокзале меня впечатлило количество людей. Практически никто по-английски не говорит. Это арабы, курды, Ближний Восток. Бросается в глаза, что очень много мужчин. Обычно беженцы, как мы видели, например, в ситуации с Донбассом, бегут семьями. А здесь непропорционально много мужчин. Это бросается в глаза. Бросается в глаза, что это стихийно. Есть несколько палаток. В основном, они просто заняли огромную парковку у вокзала, она подземная, у них есть крыша над головой. Я общался с волонтерами, очень много людей приезжает. Они относятся к этому лояльно. Кто-то просто привозит еду и воду, кто-то это раздает, кто-то собирает мусор».

Вячеслав Поставнин о ситуации в Венгрии и Македонии: «Если обратили внимание, образовалась какая-то пробка. В Венгрии и Македонии проблемы. Прежде всего, они, конечно, хотели бы получить дополнительное финансирование от ЕС. Греция и Италия получают на это колоссальные деньги. Показательно, что австрийцы готовы предоставить свои поезда, чтобы вывезти побыстрее. Эта пробка там, не очень понятно, что там происходит. Нет системы, как выстроена в пунктах временного приема и размещения мигрантов. Не исключено, что в Венгрии и Македонии таких не существует, и они оказались просто не готовы».

«Давать статус беженца очень дорого»

Вячеслав Поставнин о политике в отношении беженцев в России и мигрантах из Сирии: «Как заявил замдиректора ФМС, всего на территории России находятся 12 тыс. сирийских граждан. Это и есть те, кто бежал. Из них только 2 тыс. дано временное убежище. Временное убежище и статус беженца — это разные вещи. Вы имеете право только законно находиться на территории страны. Никакой помощи как беженцам, ни жилья, ни субсидий не дается. Если возьмем западные страны, то 94% сирийских граждан получают статус беженца. Здесь у нас принципиальное различие. Это очень дорого. У нас, конечно, была главная проблема — это украинцы. Их приехало достаточно много, точной цифры нет, но от 1 млн до 3 млн сейчас находятся на территории РФ. Эксперты склонны к 3 млн. Из них 1 млн получили статус временного убежища. Статус беженца получили, может быть, человек 100. Это очень дорого. До этих пор у нас вообще беженцами были единицы. У нас была политика, что статус беженца желательно никому не давать».

О том, грозит ли то, что происходит сейчас в Европе, России: «В ближайшем будущем я не вижу такой опасности, что эти люди массово поедут в Россию. Почему? Уже давно Евросоюз финансирует, например, Турцию, Йемен, Иорданию. Там располагаются 2 млн сирийских беженцев. У нас и так нагрузка достаточно большая. У нас большая проблема получить все эти статусы, которые позволили бы получать самое главное, — пособия и жилье. Мы это не предоставляем в принципе никому. Поэтому, естественно, они будут ориентированы на Европу».

О причинах ситуации в Европе: «Потоки беженцев и мигрантов в Западную Европу устремились давно. Не надо думать, что они только сейчас появились. Это всегда было для них большой проблемой. Миграционная политика в Европе, как в Соединенных Штатах Америки, строится на двух принципах — экономическом и гуманитарном. Экономический — мигранты должны приносить пользу и работать. Гуманитарный принцип — люди страдали, им надо помочь. Эта гуманитарная составляющая сейчас и привела к тому, что огромное количество людей бежит с территорий, где произошли региональные конфликты. По их политике, они должны им предоставлять им статус беженца. Это проблематично».

Вся лента