Рок-н-ролл в подарочном исполнении
Aerosmith сыграли на Лубянке
В рамках празднования Дня города на Лубянской площади в Москве прошел большой бесплатный концерт с участием бостонской группы Aerosmith. БОРИС БАРАБАНОВ прошелся по праздничной дождливой Москве и финишировал прямо у сцены.
Праздник, состоявшийся 5 сентября, обсуждали много и горячо. Программа нынешнего столичного Дня города стоила 500 млн руб. и была, как говорят, самой дорогой за всю историю праздника. Часть комментаторов сочла городское действо ответом на вопрос «есть ли жизнь после Капкова». Бывший руководитель главного городского органа культуры с энтузиазмом преобразовывал «праздник милиционеров и гастарбайтеров» в более цивилизованное и наполненное смыслом событие. Но здесь стоить отметить, что самое эффектное зрелище — концерт на Лубянке — было организовано не обновленным департаментом культуры, а департаментом торговли и потребительского рынка, представители которого общались с журналистами на предшествовавшей шоу пресс-конференции наравне с главными героями — группой Aerosmith. Несмотря на общий оптимистический настрой, который подогревал вокалист Aerosmith Стивен Тайлер, на три дня ставший чуть ли не главным московским ньюсмейкером, за кулисами праздника нередко можно было услышать и грустные прогнозы. Рассчитывать на столь же богатые гулянья в будущем на фоне ухудшающейся экономической ситуации и стремительно меняющейся идеологической повестки не приходится.
Утром 5 сентября дождь лил как из ведра, и многие площадки Дня города в парках и на площадях работали при минимальном зрительском наполнении. Ситуация изменилась только ближе к вечеру. В середине дня Театральный проезд заполнился людьми, правда, непосредственно сцена была видна только нескольким тысячам горожан, так как остальным ее загораживала звукооператорская башня, и они довольствовались многочисленными экранамм, установленными на подходах к Лубянке. Там к вечеру стало относительно сухо, словно прямо над площадью в тучах проделали дыру.
Многочасовой разогрев для Aerosmith был внушительным. Пели Дима Билан, Полина Гагарина, Gorky Park в своем самом сжатом составе (без Александра Маршала и Николая Носкова), среди отечественных знаменитостей затесался английский певец Джон Ньюман, автор шлягера «Love Me Again». Григорий Лепс не удержался от соблазна вставить в свою программу песню «Я уеду жить в Лондон», которая тут же спровоцировала споры среди зрителей и в интернете об уместности такого месседжа на празднике Златоглавой. Обычно мало кто дослушивает ее до строчек «Нафига этот Лондон? Да кому я там нужен? Появлюсь дней на пять, погрущу и опять на Москву, твою мать».
Aerosmith отнеслись к своей неожиданной московской гастроли крайне серьезно. Группа приехала специально на День города, спустя месяц после окончания американского турне и вне каких-либо гастрольных планов в Европе. То есть пожилым рокерам требовалось специально ради этого снова бросить свои дела, съехаться вместе из городов, где они живут, погрузиться на самолеты вместе с оборудованием и полететь в Россию. Когда видишь их вблизи, понимаешь, что им это делать уже реально непросто. Гитарист Джо Перри пришел на пресс-конференцию, опираясь на клюку, остальные музыканты тоже вовсе не излучали юный задор. Бас-гитарист Том Хэмилтон, прошедший в конце прошлого десятилетия курс лечения от рака языка и горла, оказался вторым в группе по словоохотливости.
Главное же внимание фокусировал на себе старший член Aerosmith — 67-летний фронтмен Стивен Тайлер. На пресс-конференции он блистал остроумием и при этом демонстрировал отличную осведомленность в московских делах. Например, он рассказал журналистам о том, что сцена на Лубянке выстроена в стилистике сталинских высоток, которые он очень хотел увидеть «живьем» в этот приезд. Стивен Тайлер вообще вел в городе активную светскую жизнь. Он устроил себе большой шопинг, мотался по ресторанам, заскочил на день рождения к также находившемуся в эти дни в Москве вокалисту Limp Bizkit Фреду Дерсту и даже спел песню из «Армагеддона» с уличным музыкантом. Ролик с этим эпизодом немедленно разошелся по интернету.
На пресс-конференции Aerosmith избегали геополитических тем. Лишь раз, говоря о своей семье, Стивен Тайлер отметил, что его дед приехал в США с Украины, но всегда называл себя «русским». Также проскочила фраза о том, что на 2017 год Aerosmith готовят прощальное турне, но, может быть, торопиться с ним и не будут. В любом случае, от поездки в Москву у группы останется масса видеоматериала, который способен доказать фанам в остальном мире, что команда находится в отличной форме.
Они и правда сыграли на Лубянке выдающийся концерт, состоявший только из суперхитов. Если в самом начале казалось, что хоть связки у Стивена Тайлера и в порядке, но дыхание все же подводит, то когда зазвучала песня «Livin’ On The Edge», анализ уступил место чистым эмоциям. В этом, говоря словами Константина Кинчева, действительно было «что-то такое, чем взрывают мир». Вслед за «Livin’ On The Edge» зазвучал рок-н-ролл «Toys In The Attic», и дальше ощущение сюрреалистичности происходящего только усиливалось. В пору, когда Америка чуть ли не официально объявлена врагом, воюющим с Россией, когда в галереях ломают скульптуры, когда бульдозерами давят еду, прямиком с враждебного загнивающего Запада прилетает безбашенная громкая рок-группа, олицетворяющая все то, что признано вредным и противоречащим «традиционному укладу». Престарелый фрик в боа и женской шляпке голосит в нескольких метрах от ворот «Кей-Джи-Би», шаманит, бросая пальцы в сторону Кремля, и трясет бедрами в том самом месте, куда еще совсем недавно собирались вернуть Железного Феликса. Все это не укладывалось в голове до самого финала с «Dream On» и «Sweet Emotions». Было похоже на обряд изгнания злых духов советской эпохи, который давно стоило провести в этом месте.
Aerosmith — несомненно, часть уходящей натуры. Это поколение хулиганов-рокеров, которое превращается в глубоких стариков. Джо Перри, например, только что записал партии для альбома «супергруппы» The Hollywood Vampires , в которой также участвуют Элис Купер, Пол Маккартни, сын Ринго Старра Зак Старки и Брайан Джонсон из AC/DC. На альбоме — вечнозеленые рок-хиты. При всем уважении к этим именам, очередной способ амортизации каталога «greatest hits» вызывает зевоту пополам с жалостью, как новый автомобиль на улице Гаваны, собранный из деталей нескольких развалюх. Лидер Motorhead Лемми Килмистер, живущий с кардиостимулятором в груди, 1 сентября был вынужден прервать концерт в Остине и уйти со сцены со словми «Я больше не могу». Классический рок «сыплется», и такие мощные концерты, как шоу Aerosmith на Лубянке, совсем скоро станут редкостью. На старые рок-группы стоит ходить не столько для того, чтобы они что-то сказали нам, сколько чтобы сказать «спасибо» им. Пока еще можно успеть.