Правила игры
выводит иероглифами корреспондент отдела экономики Татьяна Едовина
Завершившийся на прошлой неделе форум во Владивостоке стал первым за несколько лет подобным мероприятием, где всерьез обсуждались вопросы привлечения инвесторов, а среди участников были новые компании, оценивавшие перспективы изменения режима работы на Дальнем Востоке. Самая крупная площадка — Петербургский международный экономический форум — уже утратила эту функцию в общероссийском масштабе.
Практически любая сессия начиналась с презентации ТОРов и свободного порта Владивостока, но инвесторам важнее было увидеть ответственных за реализацию этих проектов: от чиновников Минвостокразвития до полпреда в ДВФО Юрия Трутнева. По сути, само по себе присутствие представителей федеральной власти в регионе — преимущество для компаний из АТР: в случае частных инвестиций регионального масштаба это шанс исключить Москву как отдельную остановку в цепочке необходимых согласований.
Предполагалось, что главными гостями на форуме станут представители крупного бизнеса КНР. Но оказалось иначе: соглашения с китайскими госкорпорациями были подписаны в китайской же столице (ее Владимир Путин посетил в день начала форума), во Владивостоке же делегация из КНР хотя и была представительной (ее возглавил вице-премьер Ван Ян, представители других стран были в ранге не выше министра), но в основном обсуждала проекты, интересные в первую очередь китайскому бизнесу из приграничных провинций.
Более заметному участию могли помешать и короткие сроки подготовки форума, однако этот фактор не стал препятствием для глав крупнейших японских и корейских корпораций. Получилось, что именно с японским бизнесом работа в рамках форума оказалось наиболее плодотворной: "Мы на пике отношений, несмотря на политическую ситуацию",— признается один из высокопоставленных участников переговоров. Впрочем, в Приморье присутствие японского бизнеса уже куда заметнее, чем китайского, говорят местные предприниматели. Крупные же проекты китайского бизнеса, вероятно, и дальше будут согласовываться в Пекине и Москве, а не на Дальнем Востоке.
Участников форума явно волновали вопросы доступа к ресурсам и участия в строительстве инфраструктуры, и от того, насколько запрос будет удовлетворен, видимо, и будет зависеть, придут ли на Дальний Восток деньги новых инвесторов. Если это случится, форум может стать не только средством прямого продвижения девяти регионов, но и более или менее закрытой отраслевой международной площадкой. Это вполне укладывается в практику проведения азиатских бизнес-форумов, где панельная сессия чаще выглядит как ряд презентаций компаний-участников, а не оживленный спор по текущей проблематике.