«Родись Зимин Зиминяном, ходил бы в героях нации»
Через неделю в Степанакерте завершается строительство учебного центра креативных технологий Tumo. Это уже четвертый центр Tumo, стопроцентно финансируемый из-за рубежа и озабоченный будущим страны. Дмитрий Губин уверен, что именно по этой причине у Армении есть будущее.
Армения — это не просто 3 млн армян, живущих в географической Армении. Это в три раза больше армян, образующих Большую Армению.
Большая Армения есть всюду. Гражданином Большой Армении, например, является глава российской компании «Тройка Диалог» Рубен Варданян. Но он ее гражданин не потому, что он Варданян, а потому, что созданный им фонд IDeA финансирует в Дилижане колледж UWC, обучающий на английском языке школьников со всего мира по программе международного бакалавриата.
Но Рубен Варданян — это относительно очевидный случай. Менее очевидный — живущий ныне в Кремниевой долине основатель российской компании ABBYY Software Давид Ян, слывший в российскую бытность китайцем. Для Большой Армении Ян — такой же стопроцентный армянин, как Шарль Азнавур или Джорджио Армани. Правда, в отличие от армянина Армани, Давид Ян вкладывается на территории географической Армении не в отель, а в собственную школу Айб, выпускники которой учатся и в Гарварде, и в Стэнфорде.
Между Большой и географической Армениями отношения вовсе не идиллические. Большая Армения часто разочарована результатами помощи Армении географической. Шарль Азнавур, например, некогда громко хлопнул армянской дверью, узнав, что помощь жертвам спитакского землетрясения частью ушла не туда, куда надо. Может быть, поэтому новая тактика Большой Армении — махнув рукой на унаследованный от СССР менталитет, формировать тех, кто им затронут в наименьшей степени, то есть армянскую молодежь.
Именно так поступают американцы Сэм и Сильва Симонян — их фонд открывает уже четвертый по счету технологический центр Tumo. Абсолютно бесплатный для подростков от 14 до 18 лет, он позволяет учиться созданию компьютерных игр, цифровой анимации, веб-дизайну и 3D-дизайну, а его руководство не скрывает, что цель центра — создать будущее страны, которые состоит не в офшорном программировании, а в создании собственного продукта. Ереванский центр Tumo потрясает даже видавших виды людей — не только запредельным дизайном, станциями «Макинтош», но уникальными передвижными рабочими местами, называемыми «пуповиной неба».
Примерно такой же в идеологическом смысле работой по связям с небом — только в области не компьютерных, а естественнонаучных технологий — занимался когда-то в России и фонд «Династия» Дмитрия Зимина. Но фонд объявили иностранным агентом, и оскорбленный Зимин свои программы кардинально сократил. Не повезло Дмитрию Зимину. Родись он Зиминяном, ходил бы в героях нации.
Зато армянам будет везти — если только армянская власть по российскому образцу не спохватится и не решит, что только у нее есть монополия на будущее.