В "Трансаэро" назначили куратора от "Аэрофлота"
Авиакомпанию возглавил Дмитрий Сапрыкин
"Аэрофлот" начал перехватывать управление "Трансаэро", контрольный пакет которой собирается выкупить за один рубль: гендиректором авиакомпании назначен Дмитрий Сапрыкин, ранее заместитель гендиректора в "Аэрофлоте". При этом, по данным "Ъ", господин Сапрыкин затем может возглавить и новую структуру "Аэрофлота", которая объединит несколько дочерних компаний и "Трансаэро". Новому главе "Трансаэро" предстоит взять под контроль операционную деятельность перевозчика, в последние месяцы накапливавшего долги перед ТЭКом и аэропортами.
Совет директоров "Трансаэро" назначил гендиректором компании Дмитрия Сапрыкина, ранее занимавшего пост заместителя гендиректора по продажам и имущественным вопросам "Аэрофлота", сообщили вчера в "Трансаэро" и подтвердили в "Аэрофлоте". Должность господина Сапрыкина в "Аэрофлоте" займет Николай Алтухов, ранее советник топ-менеджера.
Решение о смене главы "Трансаэро" было ожидаемо: на прошлой неделе совет директоров "Аэрофлота" одобрил участие компании в санации "Трансаэро", согласившись купить 75% плюс 1 акцию авиакомпании "по цене не более одного рубля", сделку планируется закрыть до конца сентября. Уже тогда Дмитрия Сапрыкина называли возможным руководителем "Трансаэро". Впрочем, не исключено, что объем его полномочий может еще расшириться: источники "Ъ", близкие к ситуации, сообщили, что обсуждается идея создания объединенной дочерней компании "Аэрофлота" на базе "Донавиа", "России", "Оренбургских авиалиний" (входят в группу "Аэрофлот") и "Трансаэро". Один из собеседников "Ъ" не исключил, что и эту структуру возглавит господин Сапрыкин.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов замечает, что "перед "Аэрофлотом" стоит сложнейшая задача — изменить чрезмерно рискованную и нежизнеспособную в сложившихся условиях стратегию". Но сделать это за счет создания крупного дочернего предприятия непросто, считает он, компании нерентабельны, а ограничениями могут выступать вопросы собственности (25% "России" принадлежит Петербургу).
Новому менеджменту, поставленному "Аэрофлотом", предстоит брать под контроль операционное управление "Трансаэро". Одной из главных проблем будет кредиторская задолженность: в последние месяцы многие аэропорты грозили прекратить обслуживание компании (см. "Ъ" от 20 августа). Как говорит часть собеседников "Ъ", за "Трансаэро" поручился "Аэрофлот". Так, источник "Ъ" на топливозаправочном рынке говорит, что топливо для "Трансаэро" предоставляется по цене, аналогичной той, что выставляется "Аэрофлоту", то есть ТЗК работают на более жестких условиях. Но в "Газпромнефть аэро" "Ъ" сообщили, что продолжают заправки "Трансаэро" в рамках действующих договоров, в "РН-Аэро" на запросы "Ъ" не ответили. В Домодедово "Ъ" сообщили, что отношения с перевозчиком регулируются соглашением о наземном обслуживании, иных договоренностей нет. Во Внуково отказались от комментариев. Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, уверяет, что финансирование деятельности "Трансаэро" осуществляется из средств "Аэрофлота".
Но готовящаяся сделка по приобретению "Трансаэро" уже негативно сказалась на оценках компании. Так, Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта "Аэрофлота" в иностранной валюте до В+ с ВВ-. Это снижение связано с ожидаемым ослаблением кредитоспособности компании в 2015-2017 годах из-за девальвации рубля и более низкой доходности.