Майор предъявил счет
Экс-начальник челнинского ОБНОНа требует 4,6 млн рублей за незаконное уголовное преследование
Как стало известно „Ъ“, экс-начальник отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (ОБНОН) Набережных Челнов, а ныне оперативник уголовного розыска майор полиции Радик Рашитов подал к Минфину РФ иски на сумму более 4,6 млн рублей в связи с его незаконным уголовным преследованием. Он был арестован в ходе расследования громкого дела о подбросах наркотиков, обвинялся в фальсификации материалов о сбыте гашиша, но оказался полностью реабилитирован. Теперь майор намерен взыскать за свое преследование все — от морального вреда и судебных издержек до расходов на продуктовые передачи в СИЗО.
В городской суд Набережных Челнов поступило два исковых заявления «в порядке реабилитации» от старшего оперуполномоченного отделения по борьбе с групповой преступностью угрозыска городского Управления МВД РФ майора полиции Радика Рашитова. Об этом „Ъ“ сообщила его адвокат Влада Русина.
Напомним, бывший глава УМВД ОБНОН майор Рашитов был арестован в ноябре 2014 года в связи с расследованием громкого дела о подбросе наркотиков сотрудниками (сейчас их судят) татарстанского ОБНОНа. Тогда СКР посчитал сфабрикованным уголовное дело гражданина Казахстана Сумбата Оганова, который в декабре 2005 года был осужден на 13 лет колонии за то, что перевез в Россию через границу с Казахстаном мешок с гашишем. Следствие полагало, что майор внес в протокол ложные сведения. В связи с этим прокуратура Татарстана даже пыталась через суд отменить приговор Оганову, но безуспешно.
В апреле этого года набережночелнинский горсуд признал уголовное преследование майора незаконным, а ВС Татарстана это решение утвердил. После реабилитации майор приступил к службе в Управлении МВД РФ, поскольку набережночелнинский ОБНОН, которым он руководил, был расформирован (см. „Ъ“ от 27 сентября 2014 года).
Майор Рашитов просит взыскать с Минфина РФ в порядке компенсации морального и имущественного вреда, а также судебных издержек на общую сумму более 4,6 млн рублей. 2 млн рублей из них составляет сумма компенсации за время, проведенное «незаконно в условиях привлечения к уголовной ответственности», 1 млн рублей — за лишение свободы, 500 тыс. рублей — за связанный с этим вред здоровью, еще 500 тыс. рублей — за «ограничение на право свободно трудиться». Кроме того, он просит взыскать более 634 тыс. рублей в порядке компенсации расходов на адвоката, на покупку его женой продуктов для передачи в СИЗО, а также на приобретение билета на поезд из Москвы до Казани после освобождения из московской «Бутырки». «Получение достойной суммы есть достижение справедливости. Получение достойной суммы есть возможность испытать положительные эмоции, которых был лишен (в течение преследования. — „Ъ“) истец, его супруга и малолетние дети», — отмечает майор в иске.
В иске, в частности, говорится, что майор Рашитов «в течение 7 месяцев 8 дней испытывал нравственные страдания», связанные с незаконным уголовным преследованием, подвергался «унизительному для него как для офицера полиции обращению», был «лишен возможности вести полноценный образ жизни». Истец отмечает, что когда его задержали, он находился на лечении в госпитале МВД, где его готовили к серьезной операции. Вместо этого он был доставлен в Москву и арестован. «Данные обстоятельства привели к ухудшению здоровья», — сетует истец. Более того, утверждает майор, даже после вступления в силу судебного решения, полностью его реабилитирующего, он еще более месяца оставался в СИЗО. «Незаконное преследование является грубым посягательством на достоинство личности, поскольку человек становится объектом произвола со стороны органов государственной власти», — сказано в иске.
Отметим, незадолго до того, как майор Рашитов подал иски, Верховный суд РФ по заявлению Генпрокуратуры «ввиду иных новых обстоятельств» отменил приговор Оганову.