«Давайте как-то реагировать на такие поступки граждан под названием Энтео»
Дмитрий Цорионов предстанет перед судом за разгром выставки в «Манеже»
Разгром выставки в «Манеже» признали мелким хулиганством. Теперь лидера православного общественного движения «Божья воля» Дмитрий Цорионов, известный под псевдонимом Энтео, предстанет перед судом. 14 августа 10 вандалов ворвались на выставку «Скульптуры, которых мы не видим». Они заявили, что экспонаты оскорбляют чувства верующих и разрушили некоторые из них. На выставке представлены, в частности, работы известного советского скульптора и художника Сидура. Полиция изъяла четыре поврежденные линогравюры. Ведущий «Коммерсантъ FM» Алексей Корнеев обсудил тему с Андреем Бильжо — художником, писателем и ресторатором, а по образованию психиатром.
— Доброе утро, Андрей Георгиевич.
— Доброе утро. Цорионова зовут Энтео, НТО, Научно-техническое общество. Наверное, он хочет, чтобы ударение было там. Это я говорю, что Энтео, потому что для меня эта аббревиатура с юности, как клише сидит в голове. Эн-Те-О — научно-техническое общество, которое я посещал, когда учился в Втором медицинском институте. Видимо, у него тоже это от родителей. Не знаю, почему он взял себе такое...
— Такое погоняло.
— Погоняло, прозвище. Не знаю, у каждого свои заморочки. Мне кажется, что власть дает нам некий сигнал, мы говорили про красные лампочки, рефлекс такой. Теперь можно идти в музей и делать что хочешь с теми работами, которые тебя оскорбляют. Вот, собственно, и все. Можно, если тебя оскорбляет, например, Давид, копия, которая находится в Музее изобразительных искусств имени Александра Сергеевича Пушкина, то можно срубить, например, палкой небольшой орган, мужской половой член у Давида, потому что действительно смотреть на него детям не стоит.
— Тем более на копию. Ну что это такое?
— На копию, конечно. А также можно попробовать срубить в этом же зале две работы, опять же копии конных статуй итальянских скульпторов Верроккьо и Донателло. Можно попробовать и у них тоже. Там гораздо больше, чем у Давида.
— Да вы что?
— Да, гораздо больше, кони же. Это же не Давид. Или завесить тряпочкой. Дальше можно идти по залам Музея изобразительных искусств или по Третьяковской галерее. Сигнал дан — ничего страшного нет. Это называется теперь мелкое хулиганство. Берешь работу, которая тебе не нравится, или оскорбляет твои чувства, и что-то с ней делаешь. Вот, собственно говоря, и все. Или замазать краской, например, можно, завесить тряпочкой, прийти с компанией молодых людей, и сказать: «Меня это оскорбляет в конце концов, друзья мои, меня это оскорбляет».
Я хотел вам прочитать абзац небольшой заметочки, которую написал Андрей Шелютто, это замечательный наш дизайнер, скульптор, мне она очень понравилась: «А я вот тоже оскорблен. Хоть в Басманный суд иди. Почему именно наша страна, давшая миру современную архитектуру, искусство и дизайн в самом рафинированном, совершенном и законченном виде, не развивает единственные из всей цивилизации достижения наших великих соотечественников? Почему Япония застроена домами по рисункам Чернихова, а я должен смотреть на лужковские башенки? Почему вместо прекрасных мраморных барельефов Храма Христа Спасителя, сохранившихся еще тогда в городском монастыре, я должен креститься на плохую грузинскую чеканку и богоматерь, формованную из пластика? Зачем надо было ободрать в Кремле старинную деревянную резьбу с левкасом и сусальным золотом и заменить ее пластмассой с напылением? Почему я должен каждый раз замирать от позора, знакомясь с очередным важным для страны логотипом?». И так далее.
Очень точная формулировка, меня тоже очень многое оскорбляет в моем городе и в нашей стране. Меня оскорбляют совершенно дикие билборды и совершенно бездарные логотипы и реклама. Меня оскорбляют бездарные совершенно фонари, которые поставил Собянин в Москве. Меня многое оскорбляет. У меня очень точный глаз, и я очень наблюдательный человек, извините за скромность. Ничего не могу поделать, меня многое оскорбляет, но я почему-то не ломаю фонари. Я почему-то не режу эти билборды. Я почему-то не закрашиваю портреты Сталина, если они появляются где-то. Я почему-то держу себя в руках, чего и вам желаю, дорогие мои.
Но давайте как-то реагировать на такие поступки граждан под названием Энтео, непонятно, почему это называется мелким хулиганством, когда люди врываются в музей и портят работы скульптора, неважно даже какого, неважно, что он фронтовик, неважно, что он гениальный скульптор, прорвавший время, неважно. Важно просто вести себя в рамках приличия, друзья мои. Почему Pussy Riot за то, что они спели, дали два года. А этому молодому человеку сказали, что он просто мелко нахулиганил? Несправедливо. А несправедливость всегда оскорбляет мои чувства. Будьте здоровы, держите себя в руках, когда идете в музей или в какое-то общественное место.