Чем опасен "дизельгейт"

Возможно, "дизельгейт" — это только начало, и нас ждет череда корпоративных скандалов, разрушенных репутаций, ниспровержений икон бизнеса и потребления.

Фото: Axel Schmidt, Reuters

НИКОЛАЙ ЗУБОВ, МАКСИМ КВАША

Все слова о том, что кризис, в котором оказался концерн Volkswagen, беспрецедентен, уже стали общим местом. Тем не менее не повторить их нет возможности: отзыв как минимум 11 млн автомобилей по всему миру, штраф как минимум $18 млрд долларов (притом что чистая прибыль крупнейшего мирового автоконцерна в прошлом году составила $12,3 млрд). Вовсе не поддающиеся подсчету потенциальные выплаты по классовым искам в США, отставка едва ли не самого успешного за последние десятилетия генерального директора, который, собственно, и вывел VW в лидеры мирового автомобильного рынка.

Впрочем, беспрецедентность нынешнего кризиса не в масштабе. В конце концов, за 78 лет существования VW разные кризисы случались. И методы выхода из них были более или менее понятны не только самому VW, но и окружающим. Прекрасные, одни из лучших в мире, инженеры из Вольфсбурга научились обгонять своих конкурентов в том, что касалось надежности, скорости, удобства, эффективности. Там, где усилий инженеров оказывалось недостаточно, в бой вступали стратеги и финансисты (выход на новые рынки, занятие новых ниш). Они изыскивали средства на открытие новых заводов, на покупку новых брендов, превратив VW в некое европейское подобие американской General Motors, пожалуй, даже GM лучших времен. И сейчас Volkswagen Group — это не только Volkswagen, но Audi, Lamborghini, Bentley, Bugatti, Porsche, не говоря уж о SEAT, Skoda, MAN, Neoplan и Scania.

Достижения и репутация VW заставили весь мир забыть или, по крайней мере, дисконтировать неприятные моменты из прошлого времен Третьего рейха. Сегодня удар нанесен не столько по технологиям (пока претензии предъявлены лишь одному типу двигателей — EA189 TDI) или бизнес-модели, сколько по репутации. Что теперь будут говорить об инженерах и менеджерах из Вольфсбурга? Что они придумывали, как сделать автомобили VW еще быстрее, еще безопаснее, еще удобнее? Что искали, как увеличить продажи и сделать инвестиции в VW еще выгоднее? Нет, что они придумывали, как обмануть — потребителей, регуляторов, всех нас и весь мир.

Потребители, инвесторы, не говоря уж о регуляторах, почувствовали себя обманутыми, даже униженными, как если бы речь шла о личном оскорблении. Отсюда такое негодование общественных организаций и даже сотрудников самого концерна: если раньше те говорили о месте работы с гордостью, то теперь, наверное, сто раз подумают, прежде чем признаться, что трудятся на VW. Собственно, именно поэтому "дизельгейт" оказался таким стремительным и таким разрушительным.

Будущее Volkswagen Group под вопросом. Размер и лидерство крупнейшего в мире автопроизводителя гарантируют пристальное внимание к нему регуляторов. Конкуренты, экологи и просто сутяги со всего мира, разумеется, приложат все усилия к тому, чтобы это внимание оказалось как можно более болезненным и продолжительным. Скорее всего, в ближайшее время последуют и попытки новых разоблачений.

"Дизельгейт" уже сравнивают с Enron. С 2001 года банкротство этой крупной энергетической компании — символ корпоративного мошенничества и коррупции. А сам инцидент стал поводом для масштабных регулятивных реформ.

Не исключено и повторение истории с GM, которой пришлось объявить себя банкротом, стать меньше, закрыть заводы и проекты, чтобы выжить.

Вероятно и то, что кризис VW Group окажет самое разрушительное влияние на весь автомобильный рынок мира. Ведь мало кому из тех, кто хоть что-то знает о "дизельгейте", не пришла в голову мысль: "Послушайте, а кто гарантирует, что Volkswagen — единственная автомобильная компания мира, которая занималась такими махинациями?" Те же "Деньги" не зря в автотестах следят за расходом топлива, и раз за разом он почти у всех без исключения машин оказывается выше заявленного.

Впереди новые проверки новых компаний, новые отзывы автомобилей, новые штрафы, новые скандалы. Ведь, действительно, сразу очень трудно было поверить, что "дизельгейт" ограничивается одним Volkswagen.

И точно: незадолго до того как "Деньги" ушли в печать, появилась новость, что есть проблемы и у BMW — выброс у одного из дизельных двигателей баварцев в 11 раз выше нормы.

Не исключено, что "дизельгейт" — это только начало новой охоты на ведьм. На корпорации, которые так или иначе вводили в заблуждение потребителей и регуляторов. Посмотрите вокруг: точно ли в "бельгийском" шоколаде какао-масло не заменено пальмовым? В рубашке или джинсах — нет ли дешевой вискозы вместо натурального хлопка, что-то они стали быстро рваться? А при добыче лития для батарейки в телефоне или электромобиле не отравлены ли тысячи детей в Боливии?

Вся лента