«Мы – Европа, которая должна показать свое настоящее лицо»
Как политики и лидеры ЕС реагируют на массовый приток беженцев
Канцлер ФРГ готова принять десятки тысяч беженцев и выразила радость по поводу того, что «Германия стала той страной, с которой у многих людей связаны надежды». Премьер-министр Великобритании «не думает, что можно решить проблему, просто принимая у себя все больше и больше мигрантов». Папа Римский Франциск II призывает все приходы, религиозные общины, монастыри и храмы Европы «продемонстрировать истинное значение Евангелия и принять у себя семью беженцев». А премьер Румынии говорит, что не разместит в своей стране мигрантов по квоте, если Румынию не примут в Шенгенскую зону.
Канцлер Германии Ангела Меркель: «Мы должны принять целый ряд мер, чтобы справиться со стоящими перед нами непростыми задачами. Пора уже ЕС честно выполнить свою долю работы. Мы справимся со стоящими перед нами задачами только в том случае, если проявим солидарность. Мы – Европа, которая уважает ценности, мы – Европа, которая должна показать свое настоящее лицо». «То, что мы переживаем сейчас, займет и изменит нашу страну в ближайшие годы. Мы хотим, чтобы эти изменения были позитивными, и мы верим, что можем этого добиться. В этом есть нечто очень ценное, особенно учитывая нашу историю». Канцлер выразила радость по поводу того, что «Германия стала той страной, с которой у многих людей в других странах связаны надежды».
Премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон: «Мы принимаем всеобъемлющие меры. Мы помогаем тем странам, из которых этих люди прибывают, стабилизируем их, добиваемся, чтобы там были рабочие места и более крепкая экономика. Мы предпринимаем действия в Кале, в том, что касается тоннеля. И там еще много чего должно быть нами сделано. Мы также сотрудничаем с нашими европейскими партнерами. Непростых задач много, но мы справимся. Мы приняли у себя много сирийских беженцев из лагерей для беженцев, этот вопрос находится под постоянным контролем. Но мы считаем, что важнее принести мир и стабильность в тот регион мира. Не думаю, что можно решить проблему просто принимая у себя все больше и больше беженцев».
Президент Франции Франсуа Олланд: «Европейская комиссия предложит всем странам ЕС принять в ближайшие два года 120 тысяч беженцев. Это означает, что Франция должна будет принять 24 тысячи человек. И мы сделаем это. Мы сделаем это потому что, я верю, это принцип, которым Франция связана. Мы сделаем это, потому что это план, который мы сами предложили и который, как я надеюсь, будет принят Европой в целом».
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан: «Это не вопрос стратегии. У нас есть четкое законодательство на европейском уровне. Канцлеры Германии и Австрии дали ясно понять, что никто не может покинуть Венгрию без регистрации. Поэтому мы должны всех зарегистрировать. Мы не можем позволить никому отправиться из Венгрии в Австрию или Германии без регистрации. Так что тут дело не в стратегии, а в исполнении закона. Но, между нами говоря, это проблема не европейская. Это проблема Германии. Никто не хочет оставаться в Венгрии. У нас нет проблем с теми, кто хотел бы остаться в Венгрии. Но никто не хочет оставаться в Венгрии, Словении, Польше или Эстонии. Все они хотят ехать в Германию. Наше дело только их зарегистрировать. Так что если Германия настаивает, мы будем всех регистрировать».
Папа Римский Франциск II во время воскресной проповеди: «Я призываю все приходы, религиозные общины, монастыри и храмы Европы, начиная с моей римской епархии, продемонстрировать истинное значение Евангелия и принять у себя семью беженцев. Возводить стены и барьеры, чтобы остановить тех, кто ищет мирной жизни, — это жестокость. Отталкивать тех, кто бежит от нечеловеческих условий жизни в поисках лучшего будущего, — это жестокость. Перед лицом трагедии десятков тысяч беженцев, которые спасаются от войны и голода, которые находятся на пути к надеже на жизнь, Евангелие зовет нас стать ближними для малых сих и покинутых, чтобы дать им твердую надежду». Папа Римский сказал, что два прихода Ватикана примут и разместят у себя две семьи беженцев.
Лидер французской ультраправой националистической политической партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен: «Германия, наверное, думает, что ее население вымирает, и она пытается добиться снижения зарплат и продолжает вербовать рабов с помощью массовой иммиграции». «Германия не только стремится править нашей экономикой. Она хочет заставить нас принять сотни тысяч беженцев», — заявила она, добавив, что у Франции нет средств и желания открывать свои двери «бедам мира». Европейские политики «эксплуатируют страдания бедных людей, переплывающих Средиземное море. Они эксплуатируют смерть этих несчастных, которые гибнут во время переправы, организованной мафией, они показывают фотографии, они выставляют напоказ смерть ребенка без всякого достоинства просто для того, чтобы заставить европейцев чувствовать себя виноватыми и вынудить их принять нынешнюю ситуацию».
Лидер Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) Найджел Фарадж: «Социальные медиа могут сколько угодно вопить о том, что нам следует делать больше. Но подавляющее большинство людей, как свидетельствуют опросы общественного мнения, говорят, что до тех пор, пока мы не возьмем под контроль текущую ситуацию с иммиграцией, мы не можем предпринимать ничего значительного и в вопросе беженцев. Великобритания не сможет справиться с более высоким уровнем иммиграции». По его мнению, ЕС посылает неверный сигнал потенциальным мигрантам. «Я абсолютно уверен, что ЕС поступает неправильно. И причина, по которой люди тонут в море, заключается в том, что им говорят ‘пожалуйста, приезжайте к нам’. Я думаю, что в долгосрочной перспективе самый большой вопрос, который встанет из-за всего этого, — это вопрос безопасности. Если ИГИЛ говорят, что они наводнят Великобританию полумиллионом своих боевиков-джихадистов, мы должны прислушиваться к этим словам. Мы не должны позволять, чтобы наше сострадание ставило под угрозу нашу цивилизацию».
Премьер-министр Румынии Виктор Понта заявил, что не разместит в своей стране беженцев по квоте, если Румынию не примут в Шенгенскую зону. «Солидарность предусматривает наличие и прав, и обязанностей. И если они хотят, чтобы у нас всех были одинаковые обязательства, то должны предоставить нам всем и равные права. Румыния стала жертвой несправедливости в вопросе вступления в Шенгенскую зону. И те самые страны, которые сейчас просят нас о солидарности, не дают нам же вступить в эту зону», — заявил он.
Президент Румынии Клаус Йоханнис выступает против обязательных квот, по которым его стране придется принять около 4600 беженцев: «Мы можем решить этот вопрос спокойно и ответственно, и мы сочувствуем странам с большим числом беженцев. Не думаю, что обязательные квоты – это решение проблемы».
Министр внутренних дел Кипра Сократес Хасикос: «Мы уже говорили, что можем принять 260, максимум 300 человек. Все члены должны внести свой вклад. Мы бы хотели, чтобы беженцы, которые прибудут к нам, были православными христианами… Это не значит, что мы поступаем бесчеловечно или не помогаем, когда нас просят о помощи. Но, если честно, это именно то, чего бы нам хотелось».
Елена Миклашевская, группа Иностранной информации ИД «Ъ»