Заводы вышли за рубеж
Несмотря на внешнеполитические проблемы, оборонные компании увеличивают экспорт. Они поставляют технику в страны Центральной Азии, Африки и Латинской Америки, при этом не отказываясь от сотрудничества с европейскими государствами. Суммарно «Рособоронэкспорт» за счет продаж техники заработал более 20 млрд рублей в 2014 году, увеличив показатели на 40% по сравнению с 2013 годом. По мнению экспертов, напряженные отношения с Западом не повлияют на объемы экспорта предприятий ОПК, так как их поставки преимущественно осуществляются в СНГ и развивающиеся страны.
Иранская сборка
Российские компании ОПК увеличивают поставки за рубеж. Объем доходов по контрактам ОАО «Рособоронэкспорт», осуществляющего военное сотрудничество с иностранными государствами, составил в 2014 году 22,03 млрд рублей. «По состоянию на конец 2014 года портфель заказов „Рособоронэкспорта” превысил $38,9 млрд и формируется из контрактов с 69 государствами», отмечается в материалах холдинга. 41,1% заказов занимает авиационная техника, 27,2% — вооружение и военная техника сухопутных войск, 13% — военно-морская техника, 15,4% — противовоздушная оборона. Таким образом, компания восстановила свои показатели: в 2013 году выручка от продажи составляла 15,6 млрд рублей против 17,2 млрд в 2012-м.
Уральские предприятия также показывают рост. АО «НПК „Уралвагонзавод”» в 2015 году увеличил поставки собственной продукции за рубеж. За январь–июнь текущего года сумма доходов компании от экспортных продаж выросла в 1,7 раза и составила 11,6 млрд рублей. «Доля таких доходов в выручке от продаж составила 49,7%», отмечается в сообщении компании. В первом полугодии 2014 показатели составляли 6,54 млрд рублей и 17,15% в объеме выручки корпорации.
Так, компания выполняет контракт, заключенный с ЗАО «Азербайджанские железные дороги». Речь идет о поставке гражданской продукции — универсальных полувагонов, крытых вагонов, подвижного состава для перевоза цемента, нефтепродуктов и цемента. В 2015 году будет поставлено 2,9 тыс. единиц подвижного состава, всего контракт включает в себя реализацию 14 тыс. вагонов и цистерн для Азербайджанских железных дорог.
Компания также расширяет сотрудничество с компаниями в Африке и Азии. «На алжирском направлении корпорация сотрудничает с компанией «EPE Ferrovial Spa» с целью налаживания производства, сервиса и ремонта подвижного состава. Совместное предприятие с алжирской «Ferrovial» и УВЗ будет выпускать грузовые вагоны и комплектующие к ним, а также строительную технику», — сообщил заместитель гендиректора корпорации Алексей Жарич. Компания намерена организовать поставки и создать совместное производство по сборке вагонов в Иране. «Также прорабатываются возможности реализации контейнеров-цистерн для сжиженного газа. Ведется активная работа в области обновления железнодорожного подвижного состава Кубы, создания российско-кубинского транспортно-логистического совместного предприятия, капитального ремонта существующего грузового подвижного состава», — сообщили в компании. Экспортные контракты заключают предприятия, входящие в корпорацию. Например, ООО «Челябинский тракторный завод — Уралтрак» (Челябинская область) поставляет около 20% своей гражданской продукции на экспорт. Основными покупателями являются страны ближнего зарубежья — Беларусь, Казахстан, Киргизия, Азербайджан, Украина. Также компания регулярно отгружает свою технику в Армению и в страны Центральной Азии — в Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан. «Имеются контракты на поставку техники в дальнее зарубежье — в такие страны, как Вьетнам, Монголия, Куба, а также запчастей в Польшу, Чехию, Болгарию. География этого экспорта будет расширяться», — прогнозируют в «ЧТЗ-Уралтраке». В частности, во Вьетнам поставляются бульдозеры компании. Для этого была разработана модификация трактора в тропическом исполнении — например защищенное от воздействия влаги электрооборудование. «Заказчиком является многолетний партнер и дилер Челябинского тракторного завода — компания „Ву Трак”», — отмечают в компании. Завод также имеет экспортные контракты на поставку специальных двигателей, которыми комплектуются боевые машины. Например, продукция и запчасти поставляются для ремонта и техобслуживания техники, оснащенной нашими дизелями. География зарубежных поставок спецдвигателей и их объемы остается конфиденциальной информацией.
Силовые изделия
АО «ПО „Уральский оптико-механический завод им. Яламова”» (входит в холдинг «Швабе») получило в первом полугодии доходы от экспорта на сумму 575,19 млн рублей, доля зарубежных поставок в выручке от продаж занимает 20,93%. В 2014 году аналогичные показатели составляли 331,03 млн рублей и 13,51% соответственно. Для дальнейшего увеличения продаж компания намерена добиваться долгосрочных контрактов и развивать сервисную сеть для обслуживания своего оборудования. Как отметили в компании, военная техника УОМЗ применяется преимущественно на российских самолетах, проданных за рубеж. «Всего в эксплуатации иностранных заказчиков находится свыше 2,2 тыс. изделий производства УОМЗ. Основными потребителями являются силовые структуры стран СНГ и дальнего зарубежья, а также коммерческие структуры», — пояснили в компании. Так, компания экспортирует свою продукцию в страны Африки и Латинской Америки, а также в страны юго-восточной Азии. Компания намерена увеличивать свое присутствие на рынке и за счет гражданской продукции — например, оптико-электронных систем для гражданской авиации. Предприятие сейчас ведет активную работу по продажам в новые страны — Бангладеш, Мьянму. «В европейском сегменте ведется работа по заключению контрактов с такими странами как Германия, Польша, Словакия, Венгрия, Румыния. Среди стран СНГ перспективными рынками считаются Армения, Молдавия и Туркменистан», уточняется в материалах компании.
Кроме того, само АО «Швабе» (штаб-квартира находится в Екатеринбурге) намерено наладить сотрудничество с азиатской промышленностью. Прошедшим летом холдинг подписал соглашение с китайской компанией UniStrong о совместных разработках. Стороны будут работать над инновационными изделиями для воздушно-космической отрасли. «UniStrong является крупнейшим китайским разработчиком высокотехнологичного спутникового оборудования. Продукцию мы планируем выпускать как на базе этой компании, так и на собственных мощностях», — сообщил глава «Швабе» Сергей Максин.
Бронемашина на ремонте
ПАО «Машиностроительный завод им. Калинина», которое за последние два года существенно сократило объем зарубежных продаж, намерено предложить иностранным заказчикам гражданскую продукцию. Компания планирует поставлять малогабаритные вакуумные коммунальные машины. «Основными потребителями данной продукции могут стать муниципальные хозяйства крупных и средних городов бывших республик СССР. Возможность использования машин на авиа- и ж/д вокзалах, крупных производственных предприятиях Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана значительно расширяет потенциальный рынок», сообщается в материалах компании. Также компания поставляет спецтехнику по контрактам ОАО «Рособоронэкспорт», однако объемы экспортных продаж в 2015 году не раскрывает. В 2014 году доля экспортных продаж составила 4,9% (1,3 млрд рублей) в общем объеме выручки. Отметим, что в 2013 году показатель составлял только 2,2% (533,8 млн), а в 2012 году — 18,9% (2,05 млрд).
ОАО «Курганмашзавод» также активно сотрудничает с другими государствами. Как пояснил руководитель департамента концерна «Тракторные заводы» Алексей Лосев, боевые машины пехоты (БПМ) различных модификаций поставляются в страны дальнего и ближнего зарубежья. Речь идет о поставках в Южную Корею, Индонезию, Кувейт, Венесуэлу, Туркменистан, Азербайджан. «За последние 15 лет зарубежные страны закупили более 340 единиц модели БМП-3, порядка 30 машин БМП-3К, более 10 бронированных ремонтно-эвакуационный машин БРЭМ-Л», — пояснил господи Лосев.
В зависимости от объема заключенных контрактов доля продукции военного назначения в общей структуре доходов Курганмашзавода за последние 10 лет составляла от 50 до 90 %.
На сегодняшний момент компания занята расширением сотрудничества. «В конце 2014 года был подписан контракт с Венесуэлой на командирование бригады специалистов предприятия сроком на два года», — сообщили в компании. Возможными рынками для поставки БМП-3 являются Ирак, в страны Африки и Южной Америки, а также Индонезия. «Потенциальными партнерами является Египет в части создания БТР с вооружением, аналогичным вооружению бронетранспортера модели БТР-90А», — сообщается в отчетах в компании. Выручка компании от экспортных продаж спецпродукции в 2014 году составила 7,01 млрд рублей против 10,3 млрд в 2013 году.
ПАО «Уральский завод резиновых технических изделий» (РТИ), поставляющий резиновые изделия в адрес оборонных и промышленных предприятий, во втором квартале 2015 года отгружал продукцию преимущественно в страны СНГ. Основную долю в экспортных поставках занимают Казахстан (82%), Беларусь (12%), Таджикистан (5%). Сотрудничество с этими странами является одним из наиболее приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности эмитента. Это обусловлено высоким уровнем концентрации в них предприятий горнодобывающей и металлургической промышленности с большим потреблением РТИ. «Доля экспорта в объеме отгруженной продукции составила чуть более 6%», — поясняют в компании.
Перенос отгрузки
ОАО «Завод „Пластмасс”» (Челябинская область, входит в «Ростех») продал в другие страны продукцию на 2,8 млрд рублей в 2014 году. В 2013 году показатель составлял 1,9 млрд, таким образом, рост доходов составил 41,4%. Эта компания выпускает промышленные взрывчатые вещества, а также боеприпасы к артиллерийским комплексам и авиационные средства поражения. Общий объем выручки компании составил 3,4 млрд рублей в 2014 году (против 2,4 млрд в 2013-м). «Заводом было выполнено плановое задание 2014 года по объему выручки на 86,8%, согласно бюджету, утвержденному госкорпорацией „Ростех”. Основным фактором, повлиявшим на снижение фактической выручки по сравнению с плановой, явился перенос ОАО „Рособоронэкспорт” сроков отгрузки неуправляемой авиационной ракеты модели С-8КОМ на первый квартал 2015 года. При этом продукция изготовлена, что позволило предприятию перевыполнить план по товарной продукции в 2014 году на 20,8%», отмечается в материалах компании.
АО «Миасский машиностроительный завод» (ММЗ) небольшими объемами поставляет свою гражданскую продукцию в страны СНГ, а также в Казахстан и Узбекистан. В список товаров общего назначения входят светодиодные системы освещения, резервуарное оборудование для нефтехимической отрасли.
ОАО «Автомобильный завод „Урал”» в 2013 году реализовал около 1,8 тыс. автомобилей на экспорт, в 2014 году — 2,3 тыс. «Продажи компании в основном ориентированы на СНГ и развивающиеся страны. Развивающиеся страны в большей мере подвержены риску экономических и политических кризисов», — пояснили в компании. В числе возможных причин потери доли на экспортных рынках назвали возможное «появление новых экологических требований и повышение таможенных пошлин».
Развивающие поставки
Хотя «Рособоронэкспорт» находится в «санкционном» списке западных стран, это вряд ли негативно отразится на его работе и на реализации продукции ОПК. Такими прогнозами делится аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов. «Корпорация и раньше почти не продавала свою продукцию в развитые страны. Последний крупный контракт на поставку российских вертолетов для армии США в Афганистане был успешно выполнен еще в конце прошлого года», — напомнил эксперт. Так как военная продукция компании приветствуется в развивающихся странах, это позволит российской экономике снизить собственную зависимость от мировых цен на нефть.