"Те, кто игнорирует возможность зарегистрироваться заранее, в ноябре будут стоять в общей очереди"
Коммерческий директор компании-оператора ООО «РТ-ИНВЕСТ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ» Антон Замков — о подготовке к запуску системы «Платон»
14 сентября открылся колл-центр национальной системы сбора средств за проезд тяжелых грузовиков по федеральным дорогам — "Платон". О подготовке к стартующему с 15 ноября взиманию платы рассказывает коммерческий директор компании-оператора ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" Антон Замков.
Запуск системы и взимание платы начинаются меньше чем через два месяца. Насколько осведомлены о системе транспортные компании, частные владельцы тяжеловозов?
Мы не только развернули большую информационную кампанию в прессе, но еще и разослали письма всем крупным российским перевозчикам, во все профессиональные ассоциации грузоперевозчиков, российские и международные. 14 сентября заработал колл-центр, в котором можно получить на двух языках всю информацию о работе системы, порядке регистрации, местах расположения офисов обслуживания и о порядке внесения платы. Еще раз напомню номера телефонов: 8-800-550-02-02 — для бесплатных звонков из России, +7 (495) 540-02-02 — для звонков из-за границы. 1 сентября открылся сайт platon.ru (российская система взимания платы называется "Платон". — "Деньги"). Пока он работает в информационном режиме, но в конце сентября уже можно будет регистрироваться в личном кабинете, заводить лицевые счета. Возможность внесения средств на эти счета откроется не позднее 1 ноября. Уже за первую неделю работы сайта зафиксировано 9 тыс. уникальных посещений. Среднее время посещения — семь минут, люди реально читают информацию. Любопытное наблюдение: 20% заходов — с мобильных устройств, и эти заходы обычно по ссылке с сайтов дальнобойщиков. Наши водители грузовиков не только технически весьма продвинутая публика, но и люди, следящие за новостями.
Во многих европейских странах в день начала сбора средств наступал транспортный коллапс. Вы учли допущенные ошибки?
Консультирующие нас на подготовительном этапе словацкие специалисты настоятельно рекомендовали заранее начать работу с корпоративными клиентами. Офисы, в которых можно зарегистрироваться и получить всю необходимую информацию, мы откроем 15 октября. Понятно, что крупные транспортные компании, имеющие сотни грузовиков, чисто организационно не успеют зарегистрироваться, завести весь свой автопарк в реестр, если предоставить такую возможность только в момент запуска системы. Чтобы избежать очередей и сделать работу с системой максимально удобной для перевозчиков, а также заранее подготовить и доставить в регионы бортовые устройства, регистрировать автопарк крупных клиентов в системе — заводить личные кабинеты на сайте — мы начали уже с 1 августа. Сначала для тех, чей парк превышает 300 грузовиков,— таких в России 142 компании. Например, у торговой сети "Магнит" — свыше 5 тыс. 12-тонников, у компаний "Алроса", "Татнефть", сети "Перекресток" — от 1 тыс. Таким компаниям мы прикрепляем персонального менеджера. И чтобы руками не забивать в систему все тысячи автомобилей с их госномерами, Vin, номерами СТС и так далее, менеджер эти данные переносит прямо из системы управленческого учета клиента. С 15 августа мы в таком режиме уже приступили к регистрации клиентов с автопарком от 100 грузовиков — 483 компании. И часть наших офисов, которые для всех начнут работать с 15 октября, для корпоративных клиентов уже открыты: в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове, Хабаровске. То есть за три с половиной месяца до запуска системы мы сами пошли к клиентам, дабы никакого коллапса с очередями и штрафами не произошло. И это оказалось очень правильно — как ни удивительно, многие руководители крупных транспортных компаний летом были вообще не в курсе, что система запускается в ноябре.
Как-то странно — информация же распространялась.
Разумеется, грузоперевозчики слышали про 15 ноября. Закон-то о сборе средств приняли еще четыре года назад, но за это время срок начала сбора несколько раз уже переносили. Многие считали, что и в этот раз перенесут, отложат, поэтому информацию всерьез не восприняли. Более того, до сих пор некоторые сравнительно крупные транспортные компании, к которым мы сами пришли, чтобы помочь заранее все оформить, воспринимают нас как некоего коммерческого посредника, не имеющего отношения к самой системе сбора средств. Мы им показываем постановление правительства, где ООО "РТ-Инвест Транспортные Системы" определено оператором системы взимания платы, а они не верят! Система сейчас уже полностью готова к сдаче в эксплуатацию, мы проводим тестирования. Еще раз подчеркну: система 15 октября будет сдана в эксплуатацию государству, а 15 ноября начнет собирать деньги и передавать данные о неуплате сбора в ГИБДД, а они, в свою очередь,— рассылать штрафы. И тем, кто сегодня не верит, что это произойдет, игнорирует возможность зарегистрироваться и заказать бортовые устройства заранее, в ноябре придется стоять в очереди.
А когда можно получить бортовое устройство?
Заявки от крупных клиентов мы, как я сказал, уже собираем, а всех остальных ждем в офисах с 15 октября или на сайте системы. Собственно выдача начнется в наших офисах до конца октября. По опыту других стран, в первый год бортовые устройства устанавливают менее чем на 15% ТС. Наш автопарк тяжеловозов — около 1,8 млн единиц, минус спецтехника и те, кто не выезжает на федеральные трассы. Словом, пока нам необходимо подготовить около 200 тыс. устройств. Они готовы. Сейчас мы уже можем раскрыть производителя: это российский завод "Центрсвязьинформ" в Санкт-Петербурге.
Как вы планируете обеспечить устройствами зарубежные транспортные компании?
Иностранных клиентов, в том числе и очень крупных, мы информируем не напрямую, а через ассоциации автоперевозчиков. Заявки от зарубежных перевозчиков мы тоже уже собираем, но, в силу понятных особенностей, основная регистрация будет проходить через сайт. Устройства для иностранных клиентов будут доставлены в наши офисы, развернутые рядом с автомобильными пропускными пунктами на границах.
И контрольные рамки уже стоят?
Мы движемся по намеченному графику. Сейчас рамки можно увидеть в Московской области, всего к 15 ноября будет установлено 20 рамок в Центральном федеральном округе, а по всей стране будет курсировать 100 машин мобильного контроля. Это необходимое количество для того, чтобы полностью обеспечить контроль и достичь эффективной собираемости. Далее, по всей России в течение 20 месяцев в пять этапов будет построена еще 461 рамка. Места определяются совместно с Росавтодором с учетом интенсивности грузопотоков и наличия дорожных развязок, а также текущего состояния автомобильных дорог и планов по их реконструкции.
Ранее говорилось, что вносить плату можно будет в том числе и через партнерскую сеть терминалов, но какую сеть — не называлось.
Сеть мы не называем, потому что договор еще не подписан. Но могу сказать, что терминалы будут стоять практически везде, в том числе на многих АЗС.
Протяженность федеральных трасс — более 50 тыс. километров. Неужели на всех участках система будет работать?
Не поверите, но мы проехали абсолютно по каждому из 50,8 тыс. километров. Сотовая связь от нашего партнера "МегаФон" есть практически везде, по всем участкам построен и внесен в систему маршрутный граф, по которому определяется реальный пробег.
Перед выездом на федеральные дороги будут установлены какие-то предупреждающие водителя таблички?
Установка любых знаков и прочих указателей на дороге — задача Федерального дорожного агентства, которое, безусловно, заинтересовано в информировании грузоперевозчиков о введении системы оплаты. Со своей стороны, мы установим указатели об офисах обслуживания и платежных терминалах.
Обсуждалась ли возможность снижения ставки сбора ввиду тяжелой экономической ситуации?
Заявленный тариф 3,73 рубля за километр не изменился. Однако сейчас на уровне правительства обсуждается возможность его снижения до 3,06 рубля.