«Кому-то очень хочется ускорить падение режима Башара Асада»
Болгария закрыла небо для российских самолетов с гумпомощью для Сирии
Отказ Болгарии пропускать российские самолеты с гуманитарной помощью в Сирию не имеет большого значения, заявил заместитель главы комитета Совета федерации по международным делам Владимир Джабаров. Он отметил, что большинство российских самолетов летают в Сирию через Закавказье и Иран. В МИД Болгарии пояснили, что закрытие воздушного пространства связано с тем, что содержание гуманитарного груза не соответствует заявленному. В понедельник власти Греции сообщили о том, что Вашингтон направил запрос с просьбой закрыть небо для российских самолетов с гуманитарной помощью в Сирию, но греки пока не дали официального ответа. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Маратом Кашиным.
— Для России имеет принципиальное значение, как лететь — через Болгарию, Грецию, или через Закавказье или Иран?
— Я думаю, что такого принципиального значения по доставке грузов, по тому, как лететь, для России нет. Может быть, только удлиняют немного путь, но на самом деле российские самолеты летят по более надежному воздушному коридору.
— Это бы имело серьезное политическое значение, если бы Греция и Болгария не стали бы закрывать свое небо для российских самолетов?
— Да, конечно. Вся эта истории муссируется западными средствами массовой информации, и сообщение это появилось сначала в израильской газете, сообщение о том, что вроде бы были замечены в Сирии российские военные, но потом госсекретарь Керри высказал озабоченность якобы присутствием российских военных в Сирии. В общем, постепенно раскручивалась такая кампания. Мне кажется, кому-то, наверное, очень хочется ускорить падение режима Башара Асада, тем нашим, так сказать, партнерам, которые желали бы, чтобы все-таки Башар Асад отошел от власти.
— Вы так витиевато изъясняетесь, ведь известно, что именно США попросили ограничить полеты российских самолетов над Грецией. В Вашингтоне утверждают, что груз не соответствует заявленному. Что мы по документам везем в Сирию, что за гуманитарная помощь? И в чем нас обвиняют американцы? Они считают, что мы доставляем грузы для военных этими бортами в Сирию?
— У меня нет конкретной информации о том, что содержится в этих бортовых документах, я не могу вам ответить прямо на ваш вопрос. Но по заявлению российского МИДа, действительно доставляется гуманитарная помощь. И мы не скрывали и не скрываем, что мы помогаем законному режиму Башара Асада. Эти заявления о том, что нужно проверить, что что-то не соответствует, — все-таки попытка оказать давление на позицию России.
— Как сейчас развивается конфликт в Сирии, стоит ли ожидать его эскалации?
— Насколько я понимаю, сейчас у Башара Асада сложные проблемы. Он, его войска, которые верны ему, потерпели ряд поражений, отошли, оставили какие-то города под воздействием террористической активности «Исламского государства». Действительно, сейчас войска Башара Асада в сложном положении.
Я не думаю, что все-таки следует ожидать скорого конца Башара Асада. Я вспоминаю события, которые были три года назад, и тогда Башару Асаду отводился месяц. Мы видим, что уже пошел, наверное, четвертый год, но, тем не менее, Сирия успешно продолжает бороться с внешними и внутренними врагами. Я думаю, что еще мы увидим, как Башар Асад найдет возможность нормализовать войска и нанести удар по группировкам «Исламского государства» и таким образом выправит ситуацию.
— Как вы думаете, почему Башар Асад не проявит солидарности с Россией в ситуации с этими российскими самолетами, или ему сейчас вообще не до этого?
— Вы сами ответили на этот вопрос. Мне кажется, что сейчас он настолько занят ситуацией, которая внутри страны, которая связана с этими временными поражениями, что проявлять какую-то позицию или, как вы называете, солидарность, просто у него, наверное, не хватает времени. Я думаю, что все-таки, что касается, вообще, эскалации этой напряженности вокруг всей этой ситуации, то я не думаю, что она получит дальнейшее развитие. Я имею в виду закрытие неба для российских самолетов в Болгарии и обращение Вашингтона к Греции. Все-таки мне кажется, здесь присутствует всего лишь попытка давления на Москву.
— Но мы помним, что были претензии к содержанию грузов в Донецк, и Россия предлагала посмотреть, заглянуть внутрь этих грузовиков, почему нельзя так же с помощью международных организаций каких-то проверять содержание бортов, которые летят в Сирию?
— Это совершенно справедливый вопрос. Если кто-то сомневается, если Вашингтон или другие наши партнеры сомневаются в характере грузов, которые мы поставляем в Сирию, действительно, есть международные организации, которые могут послать своих наблюдателей, и Россия может представить этот груз, который доставляет. Это совершенное справедливое замечание.