Поставщик протеста
Сотрудники крупнейшего партнера АвтоВАЗа вышли на митинг
Вчера работники «АвтоВАЗагрегата», который находится под угрозой банкротства, вышли на митинг. Они требовали выплаты долгов по зарплате, а также принятия мер по сохранению завода. «АвтоВАЗагрегат» — крупнейший поставщик АвтоВАЗа, но летом автопроизводитель перераспределил его заказы между другими поставщиками, и производство на заводе было остановлено. Сейчас счета «АвтоВАЗагрегата» арестованы, а в арбитраже рассматривается иск о его банкротстве. По мнению экспертов, «АвтоВАЗагрегату» непросто будет восстановить производство.
Вчера вечером в Тольятти прошел митинг в поддержку работников «АвтоВАЗагрегата». Акция была организована местным отделением КПРФ. По данным партии, в митинге приняли участие порядка 500 человек, по оценке лидера независимого профсоюза работников АвтоВАЗа «Единство» Петра Золотарева — 300 человек. Как сообщили „Ъ“ в пресс-службе самарского реготделения КПРФ, по итогам мероприятия была принята резолюция из пяти пунктов. «Первый — немедленная выплата зарплаты: работникам завода должны за три месяца. Второй — введение госконтроля над менеджментом предприятия. Третий — принятие мер по сохранению завода. Кроме того, мы требуем защитить сотрудников предприятия, которые могут попасть под незаконное сокращение, а также провести тщательное расследование ситуации», — рассказали в пресс-службе реготделения партии. Резолюцию планируется направить в правоохранительные органы и самарскую губдуму.
«АвтоВАЗагрегат» — один из крупнейших поставщиков комплектующих АвтоВАЗа (более 400 наименований) — выпускает сидения, глушители, трубки тормозной и топливной систем и другую продукцию. В компанию входят «ПошивАвтоВАЗагрегат», «АвтоВАЗагрегатТранс», «АвтоВАЗагрегатПласт» и СП «Эберспехер АвтоВАЗагрегат выхлопные системы». По данным «СПАРК-Интерфакс», компания на 41,39 % принадлежит «КопперБерг Лтд» с Британских Виргинских островов, 22,57 % у Балашихинской топливной компании.
Еще в мае АвтоВАЗ планировал выкупить мощности «АвтоВАЗагрегата» по выпуску сидений, но уже в июле сделка оказалась под вопросом. По неофициальным данным, причиной стало то, что кредиторская задолженность поставщика выросла в несколько раз (по итогам 2014 года она по РСБУ составляла 1,37 млрд руб. против 888,26 млн руб. годом ранее). Но президент АвтоВАЗа Бу Андерссон заявлял, что сделка приостановлена из-за невыполнения условий соглашения «АвтоВАЗагрегатом». А в августе АвтоВАЗ прекратил переговоры, так как компания «нарушила обязательства по поставкам».
При этом, как пояснял ранее источник „Ъ“, близкий к АвтоВАЗу, хотя договор с «АвтоВАЗагрегатом» не расторгнут, автозавод перераспределил его заказы между другими поставщиками — «ТПВ Рус» и «Лада Пласт». Тем самым «АвтоВАЗагрегат» лишился ключевого клиента.
В начале июля «АвтоВАЗагрегат» остановил производство. К компании, по данным картотеки арбитражных дел, за июль подано 13 исков на сумму более 84 млн руб., за август — 12 исков на 157 млн руб. На 8 октября назначено очередное рассмотрение дела о банкротстве «АвтоВАЗагрегата» по жалобе ульяновского ООО «Майор», которому поставщик задолжал 2 млн руб. По данным прокуратуры Самарской области, только за июнь «АвтоВАЗагрегат» и его дочерний «ПошивАвтоВАЗагрегат» должны своим сотрудникам 37,2 млн руб. (персонал составляет 2,3 тыс. человек). Расчетные счета «АвтоВАЗагрегата» арестованы.
Председатель профсоюза АвтоВАЗа Сергей Зайцев рассказал вчера „Ъ“, что работникам «АвтоВАЗагрегата» не удается встретиться с собственниками завода. «Они по неизвестным нам причинам не идут на контакт. В любом случае, для того чтобы возобновить производство, заводу надо рассчитаться с долгами, что, мы считаем, маловероятно. Поэтому мы советуем сотрудникам „АвтоВАЗагрегата“ искать новую работу», — пояснил господин Зайцев.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» ранее говорил, что АвтоВАЗ теоретически «может вновь рассмотреть возможность покупки „АвтоВАЗагрегата“, если разрыв сделки был связан не с какими-то неотвратимыми причинами, а, например, с тем, что продавец оценивал актив дороже, чем покупатель». В любом случае, по его мнению, для того чтобы перепрофилировать производство на другие компании, собственники поставщика должны быть готовы к инвестициям.