Роспатент зарегистрировал товарные знаки ХОДОРКОВСКИЙ и KHODORKOVSKY. Правовая защита предоставлена более чем 150 товарам и услугам, которые могут оказаться под брендом. «Ъ» сделал подборку российских политиков и бизнесменов, использовавших свое имя как бренд, либо регистрировавших его в качестве бренда для защиты от незаконного использования.
В 2015 году Михаил Ходорковский официально зарегистрировал свою фамилию в России и в ряде других стран как товарный знак. Услуги, которые можно будет оказывать под товарным знаком ХОДОРКОВСКИЙ, весьма разнообразны — рекламные и консалтинговые, маркетинговые и бухгалтерские, экспертные и страховые, операции с недвижимостью и финансами. Среди товаров, которые смогут выпускаться под фамилией бизнесмена, указаны одежда, обувь, головные уборы, канцтовары, компьютерные игры, DVD- и CD-диски, сувенирная продукция и так далее
Фото: Коммерсантъ / Александр Яловой
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский зарегистрировал свое имя и фамилию в Роспатенте для различных товаров. С 1994 года под брендом «Жириновский» выпускались водка, одеколон, майонез, сигареты, шоколад. Тем не менее популярность политика на выпускаемую продукцию не распространилась
Фото: Коммерсантъ / Юрий Мартьянов
С 1995 года по 1998 год предприниматель Владимир Довгань производил водку и другие продукты(овсяные хлопья, чай, шоколад, майонез) под маркой «Довгань». Благодаря массированной рекламной кампании водка «Довгань» буквально взорвала российский алкогольный рынок и на протяжении нескольких лет оставалась самой популярной маркой в стране. В 1997 году у «Довганя» появился мощный конкурент — водка Smirnoff. С этого времени персонификация марки через использование бренда-фамилии становится востребованным маркетинговым приемом
Фото: dovgan.ru
В 1999 году предприниматель Андрей Коркунов начал выпускать шоколад под брендом «А. Коркунов». В 2006 году бизнесмен продал кондитерскую фабрику, а сам занялся другими проектами, связанными с банковским бизнесом, однако его шоколадный бренд существует и по сей день. С 2008 года Коркунову принадлежит также 49% акций татарстанского Анкор-банка
Фото: Коммерсантъ / Дмитрий Лекай
С 2001 года бизнесмен Вадим Дымов выпускает мясные изделия под торговой маркой «Дымов». Предприниматель является собственником ряда мясоперерабатывающих заводов, книготорговой сети «Республика» и ресторанов «Дымов №1»
Фото: v-dymov.ru
В 2003 году бизнесмен Олег Тиньков основал пивоваренную компанию «Тинькофф». Продажи компании в 2004 году составляли $53 млн, а сам бренд занимал 0,8% рынка бутылочного пива. В 2005-м году предприниматель продал пивное предприятие в Пушкине за $201 млн концерну InBev вместе с правами на марки. В настоящее время Тиньков контролирует Тинькофф-банк и является совладельцем велокоманды Tinkoff-Saxo
Фото: Коммерсантъ / Василий Шапошников
Несмотря на то, что Владимир Путин не регистрировал свое имя как товарный знак, его часто используют производители для продвижения своих товаров. В начале 2000-х компания «Винэксим» вывела на рынок бренд «Путинка». Хотя руководство компании никогда не признавало прямой связи между названием марки и фамилией главного политика страны, для потребителей эта связь была очевидна. По мнению ряда аналитиков, хорошие продажи и узнаваемость бренду во многом обеспечил имидж Владимира Путина: уровень доверия населения к нему в то время был очень высок (более 80%). В 2005 году «Винэксим» удалось выбиться в лидеры, а доля «Путинки» на рынке составила 3,9%
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
В 2003 году первый президент СССР Михаил Горбачев зарегистрировал свое имя в качестве бренда для защиты от незаконного использования. Водочные производители использовали его портрет на этикетках с намеком на антиалкогольную кампанию времен перестройки. В настоящее время все права на слова «Горбачев» и «Горби» принадлежат политику
Фото: Коммерсантъ / Денис Синяков
В 2007 году после объявления Дмитрия Медведева преемником президента Владимира Путина в Роспатент посыпались многочисленные заявки от производителей крепкого алкоголя на регистрацию торговых марок, обыгрывающих «медвежью» тему. В числе первых обратились ООО «Инсо-энерго» с вариантами торговых знаков «Медведка», «Царь-медведь» и «Медведевка»
Фото: Коммерсантъ / Сергей Михеев