«Применение RFID-меток — очень правильная практика»
На всей территории ЕврАзЭС установят слежку за шубами
В Евразийской экономической комиссии готовятся к широкому использованию RFID-чипов при контроле внутреннего рынка Евразийского экономического сообщества. Об этом пишет газета «Коммерсантъ». Так, подписан договор о проведении с апреля следующего года пилотного проекта по маркировке чипами, подтверждающими легальность товара, в частности меховых изделий. Предполагается, что эта мера не только увеличит фискальные поступления в странах Евразийского экономического союза, но и поможет в борьбе с контрабандой и параллельным импортом. Аналитик инвестхолдинга «Финам» Тимур Нигматуллин обсудил тему с ведущей «Коммерсантъ FM» Светланой Токаревой.
— Введение подобных чипов — это некое ноу-хау, некая новая практика в борьбе с контрабандой, правильно я понимаю?
— Не совсем так. Чип существует уже много лет, наверное, уже десятки лет. Основная суть — информацию на них можно перезаписывать, в отличие от штрих-кодов. То есть на каждом этапе можно вносить некую информацию, и она будет сохраняться в этом чипе, и покупатель или контролер может анализировать путь товара из точки А в точку В и определить, «серый» это импорт или легальный импорт.
— А почему Евразийская экономическая комиссия решила прибегнуть к этому способу?
— У нас очень велика доля серого рынка, в частности в меховых изделиях она составляет более 70%, по независимым оценкам. Соответственно, если не контролировать потоки товаров, справиться с серым рынком будет невозможно, и контролирующие органы стараются эту проблему решить, в том числе устанавливая RFID-метки.
— Помогут ли эти чипы решить эту проблему, как вы считаете?
— Несомненно, помогут. Естественно, чипы достаточно дорогие. Если штрих-код почти ничего не стоит, с экономической точки зрения его производство очень дешево, то RFID-метка при большом объеме заказа стоит минимум 10 руб. Соответственно, это добавляет существенные расходы импортеру, ритейлеру и так далее. Плюс очень дорогое оборудование. Но если будет заменено постепенно, я думаю, это будет не такой большой шок с точки зрения продавцов и покупателей.
— Но все-таки как это отразится на потребителях, конкретно на ценах на продукцию?
— При прочих равных это приведет к росту цен, но рост цен будет незаметным для потребителя.
— В целом вы поддерживаете такую практику?
— Да, это очень правильная практика.
— По сути, ведь речь идет пока об эксперименте, который коснется только меховых изделий. Как вы считаете, если это будет позитивный момент, распространят на другие товары?
— Я думаю, так или иначе, это будет распространено на другие товары. В любом случае будут не все товары по этим меркам контролироваться. Я думаю, все-таки будут выделяться группы товаров, исходя из показателей цены единицы товара в розницу, чтобы установка RFID-меток не повлияла на конечную стоимость товара в существенной степени.
— На частную жизнь потребителей это как-то повлияет? Вот купила я шубу с такой меткой, меня можно везде отследить потом?
— Да, вас можно везде отследить. Но суть в том, что сейчас ритейлеры, по сути, и так продают очень много товаров с RFID-метками — дорогой алкоголь или книги — это все используется, в том числе и для контроля за воровством товаров в розницу, поэтому с этой точки зрения я не думаю, что есть повод для опасений.
— В любом случае эту метку можно удалить, срезать, уничтожить, правильно я понимаю?
— Да, действительно, это так. Это некая бумажная пластинка, несколько сантиметров с каждой стороны, то есть небольшая метка, легко удаляемая.